О том, что объединяет многих успешных предпринимателей, размышляет автор книги «Пионеры Кремниевой долины» Максим Котин.
Один мой хороший нью-йоркский знакомый, Степан Пачиков, — по-настоящему легендарный предприниматель. А еще он лузер.
Вы скажете, что так не бывает. Если человек стал легендарным предпринимателем, то он по определению не может быть лузером. И наоборот: если он лузер, то какая из него легенда?
Но в этом на деле нет никакого противоречия. Более того, оба этих понятия — лузерство и легендарность — в общем-то тесно связаны. Одно прямо вытекает из другого. И сейчас я вам это докажу.
С легендарностью разобраться проще всего. Кто же не знает Степана Пачикова? Но если не знаете, то вот вам простой факт: он основатель компании Evernote. Той самой, которая делает популярный сервис для хранения заметок.
Пионеры Кремниевой долины
Вы можете быть без ума от Evernote — а можете предпочитать Apple Notes или, прости господи, Microsoft OneNote. Но это не делает историю Evernote менее впечатляющей. В 2018 году у компании было больше 200 миллионов пользователей по всему миру. А началось все с небольшого сервиса, затеянного Пачиковым.
А до того, как он создал Evernote и привлек десятки миллионов долларов на развитие своего стартапа, Пачиков был вице-президентом Silicon Graphics — одной из самых успешных американский IT-корпораций девяностых. Тогда SGI была такой же могущественной и именитой корпорацией, как сегодня Apple или Google.
И до того, как Пачиков был вице-президентом Silicon Graphics, он создал и развивал «ПараГраф» — одну из первых российских IT-компаний. И эта компания в начале девяностых разработала передовую технологию распознавания рукописного текста — и заключила крупный контракт с Apple.
Ну а до всего этого Степан Пачиков был советским ученым и сотрудником Академии Наук, которому приходилось подрабатывать вахтером в общежитии, чтобы как-то сводить концы с концами.
От вахтера советского общежития — до жителя Кремниевой долины, вице-президента Silicon Graphics и создателя сервиса, которым пользуются сотни миллионов людей по всему миру. Если это не успех, то я не знаю тогда что.
Когда они там в «ПараГрафе» занялись распознаванием, Пачиков поставил цель — остановить деградацию человечества и создать программу, которая в игровой форме будет обучать детей писать от руки (он боялся, что все будут печатать на клавиатуре — и разучатся). Эту программу они так и не сделали.
Потом он решил создать грандиозную трехмерную многопользовательскую игру, чтобы в такой инновационной форме учить подростков истории — чтобы они могли там «играть» в исторически достоверный Древний Рим или еще более древний Египет. Не создал.
И даже запуская Evernote, Пачиков не планировал делать какой-то там электронный блокнот — он хотел ни много ни мало создать для людей электронную память. И памяти тоже не создал (хотя создал блокнот).
Ну не лузер?
Нюанс в том, что именно все эти неудачи и приводили Пачикова к тому успеху, который сделал его человеком-легендой. Потому что это были неудачи на пути к грандиозным целям. И даже когда их не удавалось достичь, по ходу дела создавалось что-то полезное и ценное — технология распознавания, крутой трехмерный движок, облачный сервис хранения информации…
Честно говоря, мне кажется, что история Пачикова в этом смысле не так уж уникальна. За свою долгую карьеру бизнес-репортером я встречал немало успешных предпринимателей. И у многих подметил одну общую черту: они все не разменивались по мелочам — и ставили дерзкие, большие, порой безумные цели.
Не всегда они этих целей достигали. Но очень часто в результате все равно делали что-то стоящее.
Да посмотрите на лидеров сегодняшнего дня. Илон Маск собирается покорить Марс. Билл Гейтс хочет победить бедность во всем мире. И даже Павел Дуров не просто развивает очередной мессенджер, а создает среду коммуникации, не подконтрольную большим корпорациям и политикам.
Не думаю, что все они преуспеют на все сто. Но думаю, что все они по ходу дела добьются чего-то, сильно отличного от нуля.
Механизм достижения успеха через грандиозное лузерство мне кажется довольно очевидным. Кому интересно просто ходить на работу? Просто отбывать номер? Просто зарабатывать деньги?
Куда интереснее делать что-то, чего еще никто не делал.
Большие цели привлекают таланты. Большие цели мотивируют работать. Большие цели заставляют изобретать, мыслить нетривиально, пробовать новое… И благодаря этому что-то да рождается — хоть и не то, о чем все думали вначале.
Кстати, по сути тот же механизм грандиозного лузерства заложен в OKR (Objective Key Results), популярную корпоративную систему планирования, которую применяют многие IT-компании. В соответствии с этой системой долгосрочная цель всегда должна быть амбициозной — на грани возможного. Только такая цель вдохновляет большие команды. И не достичь цели на сто процентов считается вполне нормальным. Наоборот, ненормально поставить цель — и перевыполнить. Видимо, она была недостаточно амбициозной.
И я думаю что этот механизм может применить в жизни каждый из нас. Для этого надо просто немножко смелости — и готовности к неудачам. Если хотите больших успехов, ставьте еще более грандиозные цели — цели, которые далеко выходят за рамки ваших возможностей. Ставьте цели, которыми можно гордиться — и которые не стыдно не достичь на все сто.
Вы уж меня простите, процитирую тут собственную книгу:
Пачиков имел все основания считать, что идея его чудесна, революционна и совершенно нежизнеспособна. И как раз поэтому Степан принялся за работу, следуя принципу всех настоящих изобретателей и визионеров, согласно которому нет совершенно никакого кайфа в том, чтобы делать что-то сложное, но все-таки реализуемое. Куда веселее делать то, что кажется невозможным.
Это из «Пионеров Кремниевой долины», только что вышедшей книги о Пачикове и его «ПараГрафе». И если я вас не убедил (или, наоборот, заинтриговал), то просто почитайте потрясающую историю легендарного российского предпринимателя — и убедитесь сами.
В этой книге полно и других инсайтов. Ну и, помимо прочего, это просто захватывающая история приключений советских ученых в Кремниевой долине. Цель у них была тоже ого-го — создать первую российскую софтверную компанию, успешную и в Америке, и по всему миру.
Как думаете, получилось — на все сто?
Обложка поста: unsplash.com