Все живые существа собираются в сообщества: пчелы объединяются в рой, рыбы — в косяки, люди — в племена. Это помогает справляться с угрозами и находить поддержку. Так происходит и в мире бизнеса. Каждая компания представляет собой одно племя или группу племен. Руководителю важно определить, на каком уровне развития находятся сотрудники, и помочь им двигаться вперед. Узнаем об этом из бестселлера «Лидер и племя».
Теория племени
Племя — это группа людей, в которую входят от 20 до 150 человек, достаточно хорошо знакомых друг с другом, чтобы при встрече на улице остановиться и сказать «привет». Небольшая фирма — это одно племя, а крупная компания — племя, состоящее из племен.
Лидер и племя
Более эффективным, чем другие, племя делает его культура. Каждый раз, когда люди начинают говорить, в их словах открываются характеристики одного из пяти уровней развития культуры племени. Пятый уровень всегда будет превосходить четвертый, который сможет добиваться большего, чем третий, а тот, в свою очередь, справится со своими задачами лучше, чем второй, который намного эффективнее, чем первый.
В составе племени средне-крупных размеров (и в разных племенах), как правило, в одно и то же время работают люди, находящиеся на разных культурных уровнях. Давайте научимся их распознавать.
Культурные уровни
1 уровень
Человек, относящийся к первому уровню, чувствует себя отчужденным от других и разделяет мнение «жизнь — дерьмо». Когда люди, находящиеся на этой стадии, сбиваются вместе, их поведение обретает черты отчаянной враждебности, например они формируют банду.
2 уровень
Человек на втором уровне изолирован от других, но, в отличие от тех, кто на первом, окружен людьми, которые, кажется, обладают некоторой властью, не хватающей ему самому. Поэтому в его речи лейтмотивом проходит фраза «моя жизнь — дерьмо». В отличие от человека, стоящего на первом уровне, он считает, что жизнь других, похоже, складывается удачно. Когда люди этого уровня собираются вместе, в их поведении прослеживаются элементы, характерные для апатичных жертв.
3 уровень
Человек, стоящий на третьем уровне, связан с окружающими серией диадических (двусторонних) отношений. Его речь несет послание «я крутой», при этом подразумевающимся, но невысказанным остается «а ты — нет». Когда люди третьего уровня собираются вместе, то пытаются «перещеголять» и умалить достоинства друг друга. И хотя они делают это обычно в легкой, шутливой форме, эффект достигается тот же: каждый борется за доминирующую позицию.
4 уровень
Человек формирует структуры под названием «триады», в рамках которых выстраивает отношения с другими людьми на базе общих ценностей. В то же время речь людей, стоящих на четвертом уровне, пронизана лейтмотивом «мы крутые», при этом невысказанной остается вторая часть: «а они — нет». Когда люди четвертого уровня собираются вместе, они излучают гордость за свое племя.
5 уровень
От человека, стоящего на пятом уровне, исходит посыл «жизнь прекрасна». Пятый уровень обладает теми же характеристиками, что и четвертый, с той лишь разницей, что нет никакого «они». Такие люди формируют постоянно растущие сети контактов со всеми, чьи ценности резонируют с их собственными. Как только ситуация меняется, культура регрессирует до четвертого уровня, с которого она снова может подняться.
Точки воздействия
Мотивировать людей, находящихся на разных уровнях, нужно по-разному. Давайте посмотрим, какие точки воздействия стоит использовать лидеру.
Для человека, стоящего на первом уровне
- Если человек хочет двигаться вперед, поддержите его: пусть он отправится туда, где жизнь «бьет ключом». Это означает ходить обедать вместе с сослуживцами, выполнять социальные функции, участвовать во встречах.
- Затем помогите ему обратить внимание на то, как жизнь «работает». Пусть он заметит, что ваша жизнь очень даже приятная, а следовательно, и его жизнь может стать лучше.
- Поощряйте его обрывать связи с людьми, которые говорят, что «жизнь — дерьмо».
Для человека, стоящего на втором уровне
- Подтолкните сотрудника к тому, чтобы подружиться с кем-нибудь. Затем еще с кем-то. И еще. Иными словами, стимулируйте его устанавливать диадические (двусторонние) отношения.
- Поощряйте его дружить с людьми, находящимися на верхней ступени третьего уровня. Таких людей можно «вычислить» по готовности выступать наставниками для других и превращать их в уменьшенные копии себя самих. (Хотя те же самые люди не допустят, чтобы кто-то другой стал «круче» их.)
- В беседе с глазу на глаз скажите этому человеку, что его работа производит на вас большое впечатление. В частности, подчеркните его сильные стороны и те области, в которых он наиболее компетентен.
- Поручите ему поработать над несколькими проектами, которые можно завершить в короткий срок. Пусть это будут задачи которые не сопряжены с чрезмерными усилиями и не могут спровоцировать излишние придирки со стороны окружающих.
Для человека, стоящего на третьем уровне
- Подталкивайте его к формированию триад (трехсторонних взаимоотношений). В частности, пусть начнет сводить своих знакомых и представлять их друг другу, подчеркивая, что: 1) они разделяют одни и те же или резонансные базовые ценности; 2) у них пересекающиеся интересы; 3) у каждого из них есть возможность внести свою лепту в работу другого. Например: «Я давно жду случая познакомить вас. Вы оба любите искусство, цените порядочность и являетесь честными людьми. Оба занимаетесь разработкой маркетинговых планов, и я подумал, что вы можете захотеть сравнить свои наблюдения, так как используете разные подходы».
- Поощряйте человека работать над крупными проектами, с которыми одному не справиться. Короче говоря, поручайте ему выполнение работы, требующей партнерства.
- Объясняйте ему, что настоящую силу дает не знание, а взаимодействие с людьми и что более быстрый рост обеспечивает не информация, а мудрость.
Для человека, стоящего на четвертом уровне
- Подбадривайте его браться за проекты, выполнение которых требует дальнейшего развития способностей, и добиваться более значительных результатов в партнерстве с другими людьми.
- Стимулируйте его команду использовать рыночные условия, чтобы войти в историю бизнеса.
- Привлекайте в свое племя новых людей, которые разделяют ценности групповой стратегии.
- Когда члены команды будут сталкиваться с трудностями, советуйте им обращаться за помощью к коллегам. Поощряйте их решать проблемы коллективно, а не в одиночку, иначе в человеке будет усиливаться ощущение «я крутой (а ты — нет)».
По материалам книги «Лидер и племя»
Обложка поста — unsplash.com