TALKовый бизнес
Разбор успешных карьер c Еленой Резановой и Игорем Манном. Часть 2
18 декабря 2020 2 317 просмотров
TALKовый бизнес
Разбор успешных карьер c Еленой Резановой и Игорем Манном. Часть 2
18 декабря 2020 2 317 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Елена Резанова — карьерный стратег и автор двух бестселлеров: «Никогда-нибудь» и «Это норм!». Раз месяц Елена проводит в нашем инстаграме прямой эфир, куда приглашает людей, которые состоялись в профессии. И задает им пять вопросов, отражающих популярные стереотипы о поисках себя и счастье в работе. Цель таких разговоров — показать, что история профессионального успеха — это не прямая линия из точки А в точку Б, что все гораздо сложнее и интереснее. Первым гостем рубрики «Разбор успешных карьер» стал Игорь Манн. Публикуем вторую часть его интервью. Начало беседы читайте здесь.

Елена Резанова: Мой следующий вопрос будет про роль случайностей в вашем успехе. Бывало ли, что события в вашей жизни (в профессиональной прежде всего) происходили не потому, что вы их заранее запланировали, а потому, что они приходили к вам в виде неожиданных и незапланированных возможностей, с которыми вы, может быть, даже случайно как-то пересеклись? В общем, не как следствие правильного плана, а в силу каких-то других причин?

Игорь Манн: Когда я еще работал преподавателем в вузе, мы поехали с женой в Загорск, где жили ее бабушка с дедушкой. Была осень, мы собирали яблоки и укладывали их в газеты. Газеты на хорошей бумаге тогда были в дефиците, поэтому я привез кучу газет из Москвы хорошего полиграфического качества. И вот я заворачиваю яблоко — и вижу объявление, что западную компанию требуется менеджер по маркетингу и коммуникациям. Как это назвать? Не иначе как случайностью. Я, конечно, отправил туда резюме — и потом два года работал долго и счастливо.

На следующее свое место работы я попал, столкнувшись в метро с парнем, с которым жил на одном этаже в общаге. Он спросил меня: «Где ты работаешь? Приходи ко мне». Так я стал коммерческим директором.

Или вот Миша Иванов и Миша Фербер. Они же могли сделать издательство без меня. И Миша Иванов, очень терпеливый человек, год уговаривал меня присоединиться. А ведь мог кого-нибудь другого уговорить. Конечно, у меня были свои преимущества, я кое-что понимал в маркетинге. Но целый год я ему говорил: «Миша, я не готов, Миша, я не хочу». А он терпеливо уговаривал меня, уговаривал… И уговорил. Но это тоже ведь случайность.

И издательство могло называться по-другому, не «Манн, Иванов и Фербер», потому что это была моя идея. Мы перебирали самые разные названия, и я говорю: «Слушайте, а давайте, как на Западе, именами своими ответим». И так удачно сложилось: «Манн, Иванов и Фербер — МИФ».

Вообще, оглядываясь в прошлое, могу сказать, что практически все в жизни — случайность.

Эта история с яблоком или с тем, как я встретился со своим будущим работодателем просто на улице… Все это подсказывает мне, что все-таки нужно выходить на улицу, читать газеты (или, по крайней мере, их покупать), то есть работать на свою случайность. Все-таки если сидеть дома и ничего не делать, даже не открывать интернет и не лазить по страницам… ничего не произойдет. Поэтому надо действовать, и тогда случайностей будет больше. Больше действий — больше случайностей.


Это норм!

ЕР: Золотые слова! Ох, как я сейчас жалею, что история про яблоко попала ко мне только сейчас. Хотелось бы объяснить всем, кто нас слушает, зачем я попросила Игоря рассказать об этом. Я хочу избавить вас от стереотипа о том, что классные возможности появляются в жизни только потому, что мы их когда-то запланировали: выделили четкий день, четкое время для их появления и как бы дождались их. Нет. Это все работает иначе. В двенадцатой главе книги «Это норм!» я попробовала вывести некоторые закономерности из этих случайностей. Мне тоже кажется, что случайности не совсем случайны и хотя бы отчасти управляемы. Если интересно, почитайте, потому что выведено это на примере сотен историй. Конечно, история про яблоко теперь должна быть там тоже — обязательно возьму ее в следующее издание!

Мой пятый вопрос — про гарантии. Это очень частый барьер на старте, иногда просто непреодолимый. И звучит он обычно так: «Я подумал о чем-то новом, и мне нужны гарантии, что в этой теме я заработаю или состоюсь». И если у человека нет ответа на вопрос про гарантии, то, взвесив все «за» и «против», он часто не идет вперед. Вопрос в следующем: а вы всегда знали на старте проектов или профессиональных поворотов, что вы в этом заработаете? Какие-то финансовые гарантии могли быть у вас в момент принятия решения?

ИМ: Когда ты работаешь наемным менеджером, то, конечно, понимаешь «вилку», в которой будешь находиться. А вот когда ты начинаешь работать сам на себя, то и представить не можешь, сколько будешь зарабатывать. Когда мы создавали издательство «Манн, Иванов и Фербер», то, по расчетам Миши (а он очень хорошо считал!), должны были быть знаменитыми и богатыми буквально через год. А получилось, что мы стали знаменитыми года через два, а богатыми — через четыре.

Есть очень хорошая фраза: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Поэтому все, что касается бизнеса, я делю на десять, и это арифметическое действие меня никогда не подводило.

Когда меня брали на работу в Австрию, то сразу сказали возможную вилку зарплат: если я буду работать год, мне зарплату повысят на столько-то, потом через год — еще на столько-то, через три года я могу претендовать на такую-то позицию. Но потом просто произошла реорганизация, я стал отвечать не за 68 стран, а за 74. Но денег больше получать не стал, потому что был кризис, и то, что я вообще сохранил работу, уже считалось успехом. Вот так: работы больше, ответственности больше, а зарплата та же самая. Правда, если работал хорошо, можно было получить бонусы. И вся радость заключалась в этих бонусах. Так что, с одной стороны, на наемной работе гарантии есть, но и их становится все меньше, особенно в таких ситуациях, как сейчас с пандемией.

К сожалению, надо признать, что сейчас стать предпринимателем и гарантировать себе какой-то доход крайне сложно.

Первое — очень высокая конкуренция везде. Второе. Когда еще лет пять назад меня спрашивали, в какую нишу можно пойти, я легко находил ответ. Год назад меня спросили о том же, и я подвис: «Не знаю». Вот реально — просто не вижу ниш, в которых нет конкуренции и в которых есть устойчивый спрос. Сейчас нужно идти в любой бизнес, сто раз подумав, с четким позиционированием, с четкой маркетинговой стратегией и с определенными инвестициями. По-другому ты, наверное, просто не можешь гарантировать себе какой-то доход.

В общем, как говорил Клинт Иствуд, «хотите гарантий — купите тостер».

ЕР: Да-да-да!

ИМ: Сейчас то же самое можно сказать и в отношении любых гарантий оплаты. Ты ничего не можешь гарантировать человеку, которого берешь на работу, ну только что-то по КЗОТу, и то потом будешь с ним договариваться, если что-то пошло не так. Я разговаривал с очень многими предпринимателями, в кризис они все снижали себе зарплату до условного рубля, очень просили то же самое сделать свою команду — ну не до рубля, конечно, но процентов на 25-50.


Клиенты на всю жизнь

И мне кажется, чем дальше, тем меньше будет гарантий. Исключение — это, может быть, страны Западной Европы, которые гарантируют условный доход, как вот в Швейцарии сейчас проводят эксперимент. Некоторые страны Скандинавии тоже идут по этому пути. Я не знаю, к чему это приведет, мне кажется, к полному расслаблению человечества.

Когда у тебя гарантированный доход, ты знаешь, что хватит на хлеб с маслом, и у тебя есть высокоскоростной интернет, можно очень быстро прирасти к дивану: а какой смысл двигаться, если денежка и так капает раз в месяц на счет.

Вот во времена неандертальцев ты просто шел и добывал еду (неважно, что это: мясо, грибы, ягоды) — и сейчас нужно делать так же. Проще говоря, можно гарантировать лишь то, что ты можешь выйти на охоту. То, что ты вернешься с деньгами, — гарантий нет.

ЕР: Классная мысль — еще одна с которой я сегодня уйду после нашего разговора. Спасибо. И, наконец, шестой вопрос — про события, которые сделали вас вами. Которые повлияли сильнее всего. Можете рассказать про какое-нибудь из них? Которое, может быть, сейчас видится самым «игореманнаобразующим»?

ИМ: Лет восемь назад сайт Executive спросил меня, какое событие в жизни повлияло на меня больше всего. Я перебирал их все в голове и понимал, что поворотных моментов было несколько.

Первый — когда я все-таки уехал учиться в Москву. Я окончил школу в Тольятти и был первым учеником за десять лет, кто получил золотую медаль. И хотя мой класс был довольно сильным, уехали из Тольятти поступать в другие города только я и еще один парень.


Маркетинг на 100%: ремикс

Второй момент повлиял на меня двояко: и негативно, и позитивно — но оглядываясь назад, могу сказать, что плюсов оказалось больше, чем минусов. Так вот, второй момент — это то, что меня призвали в армию. И когда я вернулся оттуда, то был уже не мальчик, а мужчина: с автоматом походил, азбуке Морзе научился, «поработал», послужил сержантом, то есть фактически получил первый управленческий опыт.

Третий момент — я встретил жену, которая тоже сильно на меня повлияла. Есть такая очень хорошая поговорка, французская, что за каждым успешным мужчиной стояла женщина, которая этого хотела. Это как раз моя жена.

Четвертый поворотный пункт — это то, что я встретил Игоря Ивановича Кретова, своего наставника по маркетингу. Он помог мне защитить кандидатскую диссертацию, благодаря ему сформировалась первая школа маркетинга. И это стало следующей большой возможностью для меня, потому что если бы не Игорь Иванович Кретов, то я бы, наверное, маркетингом не занимался.

Потом была история с тем, что я уехал в Австрию. Мне кажется, это тоже было поворотным моментом, потому что тогда людей, которые могли за границей получить работу не чернорабочим, даже не «синим воротничком», а таким вот высокооплачиваем «белым воротничком», было по пальцам сосчитать. Помню, у меня даже брал по этому поводу интервью журнал «Секрет фирмы».

И последнее важное событие — это МИФ. Когда Миша уговорил меня сделать «Манн, Иванов и Фербер», это была последняя такая серьезная поворотная история, потому что я подумал, что могу быть предпринимателем. Сейчас у меня шесть бизнесов, но, если бы не Миша, может быть, до сих пор не было бы ни одного.

Вот все основные вехи. А главный совет, который я бы хотел дать тем, кто нас слушает, — периодически поворачиваться, смотреть в зеркало заднего вида и анализировать такие моменты. Потому что тогда понимаешь, что все это было не случайно.

Я встретил Кретова, потому что просто вызвался на интересный проект в институте. Никто не хотел им заниматься на преддипломной практике, а я сказал: «Давайте я возьму». Или то, что я попал в армию. Я мог не ходить, у меня были некоторые ограничения, но мой папа офицер сказал: «Давай, это будет хорошая школа жизни». И сейчас я могу сказать, что это была положительная история. Или то, как я уехал в Австрию. Я ведь просто увидел на портале открытую вакансию вице-президента по маркетингу в таком-то регионе. И знал человека, которого поставили во главе этого региона. Я ему написал: «Джим, можно?». Он говорит: «Приезжай на собеседование». Я приехал — меня взяли.

Получается, что чем больше смотришь по сторонам, чем с большим количеством людей ты сталкиваешься, тем больше возможностей тебе открывается.

И последняя история про неслучайности. Когда мы запускали издательство, то литературные права получали от одного агентства. Мы с Мишей Ивановым и Мишей Фербером подготовили список из 20 книг и пришли, чтобы купить права на них. Нам сказали: «Пф-ф, ребята, это бестселлеры на Западе, и права на них давным-давно куплены другими издательствами. Шансов у вас нет. Мы вас не знаем и поэтому приоритет вам не дадим, даже если вы заплатите больше аванс». И тут я спрашиваю: «Слушайте, а у вас случайно не свободна книжка „Клиенты на всю жизнь“ Карла Сьюэлла?». Нам отвечают: «Свободна, забирайте». Эту книгу я прочитал, когда работал в Австрии, даже не прочитал — проглотил на одном дыхании. Мы выпустили ее под номером один и продолжаем выпускать до сих пор (а МИФу уже почти 16 лет!). Не знаю, сколько мы на ней заработали. Мы стартанули на ней, стали известными всем, потому что эта книга бомбанула рынок не по-детски. А если бы я ее не прочитал в Австрии, с чего бы мы стартовали?

ЕР: Да-да…

ИМ: Мы бы стартовали тоже с хорошей книги: книга номер два была «Маркетинг на сто процентов», моя. Обе они переиздаются до сих пор. Поэтому все неслучайно, Лена. Просто еще раз: над случайностями надо работать.

ЕР: Кстати, а какое было альтернативное название для компании? Для МИФа, я имею в виду?

ИМ: Ой, я помню, мы остановились на каком-то цвете… Предположим, это был зеленый, и издательство называлось бы Green (на английском) или Verde (на французском). То есть мы взяли цвет и перевели его. Звучало неплохо, я уже не помню, но вариантов было штук пятьдесят.

Когда я предложил вариант «Манн, Иванов и Фербер», то, конечно, все сразу сказали: «А почему не Иванов, Фербер и Манн или, к примеру, не Фербер, Манн и Иванов?». Я говорю: «Ребята, ну смотрите, люди обычно все сокращают, и другие варианты никак не складываются. Давайте все-таки мое имя будет на первом месте». Потом, конечно, оба Миши сильно переживали, когда люди говорили, что у нас «издательство „Манн и кто-то еще“». Ну, я не виноват — просто так получилось!

ЕР: Потрясающе, сейчас уже сложно представить, что издательство называлось бы по-другому.

ИМ: Так получилось, что сейчас мы отказываемся от названия «Манн, Иванов и Фербер». Это будет просто МИФ, потому что ни Миши Иванова, ни Миши Фербера уже в издательстве нет. Я считаю, что действительно пора перевернуть страницу с отцами-основателями. Да, это была хорошая легенда на старте, но сейчас МИФ — это такая машина: раньше было 12 в год, и мы за них отвечали лично, а сейчас — 350, по книге в день… Такая, я бы сказал, завод-фабрика по производству книг.

ЕР: От себя скажу, что если и фабрика, то все равно какая-то особенная… Знаете, такая, где делают крафтовую работу, ручную. Помню, мы встретились с Артемом Степановым (генеральный директор МИФ — прим.) в прошлом ноябре, и книга у меня тогда была в виде разрозненных фрагментов, задумок, которые никак не складывались в единое целое. Я не понимала ни как она будет связана с первой, ни о чем она будет. И мы сели за кофе, разговаривали, я рассказывала, и рассказывала, и рассказывала Артему, о чем я сейчас думаю, над чем работаю. И вдруг, когда я остановилась, он показал мне то, что он чертил — там были такие стрелочки. Он все услышал и записал слова, которые я говорила чаще всего: «Это норм, это норм, это норм». И вот представляете, на встрече, на которой мы не планировали ничего великого, вдруг родилась книга, которую мы уже успели написать и издать! Я считаю, что профессионалов у вас в издательстве огромное количество, я невероятное удовольствие испытываю при работе с ребятами.

ИМ: С Артемом действительно нельзя вот так просто и без результатов встретиться. Кстати, про случайности — расскажу, как Артем пришел в издательство. Вы не поверите, но он был моим студентом-дипломником. Как-то раз пришел ко мне, а я ему говорю: «Мы сейчас создаем издательство, могу взять тебя на стажировку». Он пришел стажером в отдел маркетинга, а теперь — генеральный директор и один из акционеров издательства МИФ. Как видите, сплошные случайности.

ЕР: Да, это правда. Что ж, я задала все свои вопросы и хотела бы подвести маленький итог. Задумка этого разговора была в том, чтобы опровергнуть пять больших стереотипов, связанных с поисками себя и с профессиональной реализацией. Стереотипы следующие: выбор должен быть единственно верным и точным с самого начала; на верном пути не бывает кризисов и спадов; если вы на своем месте, то вам всегда классно и у вас всегда горят глаза; вы точно должны знать, где и когда встретитесь с хорошими возможностями, с правильными людьми, с суперскими предложениями; и последний — если нет четких гарантий, что получится, в том числе и финансово, то нечего и начинать. Надеюсь, сегодня вы выйдете из этого разговора с ощущением: «Да нет, это все не так», и энергии у вас прибавится. Игорь, спасибо огромное, что согласились встретиться и рассказали потрясающие истории. Это очень круто!

ИМ: Это норм!

Первую часть беседы Елены Резановой и Игоря Манна читайте здесь.

Похожие статьи