Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Всегда ли нужно ждать «работу мечты», или Как мы попадаем в ловушку поиска призвания?
16 октября 2020 3 561 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Практически каждый человек стремится найти свое дело, свое призвание, свою работу мечты. Но часто эти поиски приводят нас к разочарованию: мы виним себя в том, что неправильно выбрали путь, и живем в ожидании чего-то большего. Что же делать?

Лена Резанова, специалист в области карьерных стратегий, автор бестселлера «Никогда-нибудь», посвятила этому вопросу свою новую книгу — «Это норм!». Выбрали несколько важных мыслей из неё — о призвании, перфекционизме и поиске себя.

Откуда мы знаем про призвание?

Наверняка вы не раз слышали нечто подобное.

  • «Счастлив тот, кто нашел свое призвание, ему уже никогда не придется работать»;
  • «Как только вы решите следовать своему истинному призванию и поймете, чего вы хотите в жизни, вас невозможно будет остановить в достижении великих целей»;
  • «Начни все сначала, на этот раз правильно».

В интернете невероятно много интервью с успешными людьми, нашедшими дело всей жизни или работу мечты. Книги о предназначении и призвании прочно поселились на полках.

Незаметно в нашей голове формируется определенная картина мира — идеальная модель максимально наполненной и приносящей радость деятельности, от которой горят глаза.

Это создает особый посыл, который мы даже не замечаем, как рыба не замечает воду, в которой плавает. Это называется «социальный нарратив» — некая общепризнанная модель успеха. Она начинает управлять нашими ожиданиями, действиями, отношением к происходящему.

Это норм!


Источник

Если разложить этот социальный нарратив на составляющие, получим следующее:

  1. Изначально существует идеальная для вас работа, которая сделает вас абсолютно счастливым.
  2. Чтобы найти ее, сначала вы должны точно понять, в чем ваше предназначение и чего вы страстно желаете.
  3. Если вы нашли этот правильный ответ — вы раз и навсегда решили задачу самореализации.
  4. Если вы все сделали правильно, значит, то, чем вы занимаетесь, радует, вдохновляет, мотивирует, и у вас горят глаза.
  5. Если сейчас не так, значит, вы нашли не то — начинайте искать заново.

Отсюда возникает большая проблема: мы постоянно сравниваем свою реальную жизнь с идеальной моделью.

Как работает сравнение

Представьте человека, который сравнивает свою семью с семьей из рекламы хлопьев — с милыми, улыбающимися, безупречно вежливыми людьми, сидящими за красиво накрытым столом в идеальной кухне, да еще и с прекрасным видом из окна. Кто победит?

В семейной жизни и в родительстве часто работают похожие стереотипы. Однажды Лена Резанова встречалась с группой мам, которые находились в поисках себя. Каждая из них хотела найти дело, которое будет очень любить и от которого будут постоянно гореть глаза.

— Любите ли вы своих детей? — задала Лена странный вопрос.

— Конечно, — последовал осторожный ответ.

— А бывает, что вы хотите сбежать от них куда-нибудь и просто побыть одной?

— О да! — оживились мамы.

— То есть вы не всегда в режиме абсолютной радости и горящих глаз?

В родительстве и в отношениях мы уже научились принимать, что сложности — нормальная часть процесса, что неидеальность — это нормально. Но что касается отношения к своей работе, тут мы дружно попадаем в одну и ту же когнитивную ловушку.

Мы видими только хорошее

Когда мы смотрим вдохновляющие интервью профессионалов с горящими глазами, то должны понимать, что в нашу выборку попадают только истории, подкрепляющие идеологию работы мечты. Конечно, это происходит без злого умысла. Журналистам просто нужны интересные примеры и яркие персонажи. Читатели хотят классных историй. А есть ли выбор у самих героев?


Источник

Когда на вас направлены камеры или когда вы рассказываете о том, что вас заряжает, вы будете говорить о самом лучшем, о самом интересном, ведь об этом вас и спрашивают. И как-то сложно представить, что в середине рабочего дня герой интервью может сидеть усталый, может зависнуть над горой документов или впасть в уныние от нескончаемых to-do-листов. Но это нормально, хотя часто такое сложно представить.

Вот, к примеру, фрагмент из книги Игоря Манна «Номер 1». Признайтесь: наверняка кажется, что Игорь — настоящий профессионал, который постоянно полон энергии и позитива. Но вот что он пишет:

«У меня часто бывают дни, когда не получается ничего: голова не работает, встречаться ни с кем не хочется, не читается и не пишется…

Я знаю, что это бывает. Я называю это интеллектуальной депрессией.

У меня такое бывает часто (да, да).

Я всех своих знакомых опросил, что они делают в этом случае. Кто-то ложится спать, кто-то выходит гулять с собакой, кто-то готовит, кто-то вообще срывается в мини-отпуск… вариантов много!

А я тупо (лучше слово не подберешь) смотрю несколько фильмов подряд… Потом я понимаю, что так жить нельзя… и производительность возвращается!

Циклы… это надо понимать и уметь переживать провалы производительности».

Люди, у которых не все и не всегда радужно, — просто не попадают в нашу выборку. Они редко делятся этим с друзьями и коллегами и почти не рассказывают о таких вещах в интервью. Вот почему у нас возникает ощущение, что мы одиноки в своих терзаниях и с нами что-то не так. Но сомневаться и испытывать трудности — это нормально.

Менять или нет?

Еще один вредный посыл — «если что-то не так, меняйте». Ищите заново. Ищите свой большой инсайт, правильный ответ, и, когда найдете, начнется ваша настоящая история. Можно ли найти идеальное дело, которое всегда будет радовать, заряжать, вдохновлять?

Этот вопрос звучит точно так же, как «Можно ли быть родителем идеального ребенка, который всегда будет только радовать, умилять, испытывать благодарность за вашу заботу о нем?..» или «Можно ли встретить идеального человека, который всегда будет восхищать, вдохновлять, понимать без слов?..» — ну вы поняли.

Экзистенциальный перфекционизм

Все вышесказанное относится к такому явлению, как экзистенциальный перфекционизм. Применительно к работе оно формирует следующие ожидания:

— мне всегда должно быть классно;

— у меня всегда должны гореть глаза;

— на работе я должен быть счастлив;

— мне всегда должно быть интересно;


Источник

Экзистенциальный перфекционизм — стойкая убежденность в том, что все должно быть идеально. А если не идеально, то что-то не так. Это мешает разглядеть хорошее здесь и сейчас.

Что делать?

Итак, мы очутились в плену идеологии, которая незаметно превратила многих из нас в хронически ищущих, а затем в хронически неудовлетворенных тем, что нашли. «Так что, ничего не менять?» — резонно спросите вы. Менять, но не гоняясь за ветром.

Как понять, когда поиски себя — это кризис роста и переход на другой уровень, а когда — нечаянное попадание под обаяние мифа?

Задайте себе вопрос: до того как появились приметы кризиса, был ли у вас период, когда все было хорошо и все работало?

  • Если был, а сейчас что-то пошло не так, скорее всего, у вас кризис.
  • Если у вас такого периода не было вообще и вы постоянно ощущаете, что «это не то», вас затянуло в бесконечность поиска и сравнения себя с тем, чего не существует.

Что же с этим делать? Представляете, ничего. Теперь вы об этом знаете. Просто наблюдайте за всеми теми сигналами социального нарратива.

Главное

Мы рискуем попасть в ловушку идеальной модели профессионального счастья. Это запускает режим бесконечного сравнения, поиска идеала, а в нынешней работе фокусирует внимание на негативе, который мы начинаем воспринимать как сигнал: если что-то не так, значит, наш выбор был неправильным и надо искать себя заново.

Между тем «что-то не так» — обычная жизненная ситуация. И это нормально. И не всегда сигнал к тому, что пора все менять.

В результате социального нарратива, именуемого «идеальной работой» или «работой мечты», огромное количество профессионалов не чувствуют себя на своем месте, не развиваются и годами живут в режиме поиска «чего-то другого» и «чего-то большего». Хорошая новость: часто такие парадигмы теряют свое действие, как только мы их осознаем и обнаруживаем. Это помогает нам развернуться, выйти из тупика, почувствовать свой ресурс и осознать возможности для дальнейшего роста.

По материалам книги «Это норм!»

Обложка: unsplash

Похожие статьи