Формула менеджмента
Внутри коллектива. Доноры и потребители
17 июля 480 просмотров
Формула менеджмента
Внутри коллектива. Доноры и потребители
17 июля 480 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Некоторые люди от рождения предрасположены к сотрудничеству. В психологии они называются донорами. Но наряду с ними существуют потребители и группа поддержки. Что это за типы людей и какова их роль в коллективе, разбираемся с книгой «Исследование трендов».

 

Доноры и потребители

Доноры — люди, которые жертвуют свои время, опыт и знание.

Исследование трендов

Потребители — те, кто активно или пассивно получают все это, но ничего не дают взамен.

Группа поддержки отвечает взаимностью и дает столько же, сколько получает.

В любом сообществе все три типа активны, но в успешном доноры и группа поддержки всегда активнее, чем потребители, которые, как правило, отфильтровываются и со временем выбывают из-за низкой или нулевой способности к взаимодействию — жизненно важного качества для коллективов. Понаблюдав за тем, как идут обсуждения, каков вклад каждого участника, какие достигаются соглашения, как передаются знания и рождаются инсайты, вы сможете быстро увидеть, кто относится к донорам или к группе поддержки, а кто потребляет то, что дает коллектив.

Выявив последних, необходимо постепенно вывести их из сообщества, а лучше напомнить им о том, что взаимность — одно из основных условий участия. Если потребители остаются в коллективе, доноры, как правило, прекращают вносить свой вклад, и группа поддержки, не имея материала и оснований для взаимной отдачи, также снижает активность.

Если в команду попадает хотя бы один потребитель, доноры сразу становятся бесполезными.

Чтобы избежать этого, лучше откровенно объяснить всем, что вы подразумеваете под вкладом, как это будет измеряться или вознаграждаться. Вклад может выражаться в чем угодно: в участии в определенном количестве обсуждений, лекций и воркшопов; в постоянных обсуждениях в Google Hangouts; в рассылке отчетов о новом тренде и т.д.

Вознаграждение не обязательно денежное, но оно должно быть взаимным и ценным как для дающих, так и для тех, кто его получает. В «Википедии», например, участники сети раздают одноранговые награды, так называемые звездочки, за лучшие поправки и урегулированные конфликты, так что доноры вознаграждаются за свои усилия, а группа поддержки работает усерднее, поскольку она стремится к статусу доноров.

Важно также помнить, что задавать вопросы и признаваться в пробелах в знаниях или опыте нормально. Это гарантирует, что в случае вашего неучастия в определенных обсуждениях вас будут воспринимать не как потребителя, а скорее как слушателя.

 

Подготовлено по книге «Исследование трендов».

 

Похожие статьи