В этом году МИФу исполнилось 15 лет, ура. Весь июнь будем делиться опытом, строить планы и рассказывать о том, как живут и работают МИФовцы.
В этом посте — интервью с руководителем команды мероприятий Настей Шумиловой. Поговорим о том, как организовать 80 событий за год и поучаствовать еще в 600, почему всё началось с провала и какие шесть шагов помогут устроить классный ивент.
МИФу 15 лет. Праздничная страница
Настя, давай начнем с того, как ты оказалась в МИФе. Расскажи коротко про свой путь.
В МИФ я пришла летом 2015 года — 1 июня был юбилей, целых 5 лет. До этого работала в компании по проектированию, читала книги МИФа и периодически посматривала вакансии издательства. И в какой-то момент решилась откликнуться на позицию в маркетинге. С ней тогда не вышло, но меня взяли менеджером по работе с ключевыми клиентами — я занималась общением с книжными магазинами и контролем поставок.
Мне было любопытно узнать, как работают другие отделы, больше понять про книжный маркетинг, поэтому я старалась активно участвовать в общих встречах и брать посильные задачи. В итоге, пару лет спустя, я стала функциональным руководителем команды продвижения вместе с двумя МИФовцами: Алекс Шляховой и Аленой Яицкой — мы были составным руководителем, по модели «бирюзовых» организаций.
Спустя некоторое время началось развитие направления мероприятий в МИФе, и с тех пор я занимаюсь им. Во время самоизоляции, пока офлайн-события не проводятся, мы с коллегой по команде мероприятий Катей Тихоновой помогаем развивать МИФ.Курсы — наш организаторский опыт удалось перевести в онлайн.
Между нами. Курс про отношения
А почему вообще возникла идея, что МИФу надо проводить свои мероприятия и создавать команду для этого?
Началось все с провала 🙂 Два года назад мы решили поэкспериментировать с маленьким книжным магазином и продавать там только книги МИФа. И захотели сделать там свой лекторий. Пара лекций прошла неплохо, а потом мы запланировали мероприятие для родителей. Нашли классных спикеров, все хорошо придумали (как нам казалось). И к нам, та-дамм, пришло всего 3 человека.
Вот тут-то мы и поняли, что мероприятия делать не умеем. А надо бы.
Этот случай мы проанализировали, нашли свои ошибки. Потом собрались вместе с еще одним энтузиастом от мероприятий, pr-менеджером Наилей Марятовой, чтобы разобраться, что такое Мероприятия МИФа и выстроить рабочие процессы, планы и стратегию. Пока разбирались, поняли, что нам нужен третий человек — пригласили Катю Тихонову. Так сложилась наша маленькая команда и направление. Потом Наиля вышла, но вместе мы успели сделать много классных событий.
Наиля, Катя и Настя — первый состав команды мероприятий в полном составе
До этого наше представление в офлайне было через посредника — наши книги продаются в книжных магазинах по всей стране, и мы участвовали в выставках и ярмарках, мероприятиях партнеров, но не инициировали это сами. И, соответственно, не управляли этим процессом. А мы очень ценим живое общение с читателями, когда можем обсудить и посоветовать книги, получить обратную связь, пообщаться. Это как встречи с друзьями, когда тебе важно быть с человеком лицом к лицу. К тому же МИФ — это не только издательство, мы также занимаемся образовательными проектами и хотим развиваться дальше. И проведение лекций, встреч с экспертами и авторами — важная часть этого. Тем более, нам есть чем поделиться.
Какие форматы мероприятий вы уже освоили и можете с легкостью организовать?
Мы пробовали разные форматы, на разную аудиторию и с разными целями. Сейчас из постоянных форматов есть такие:
- Встречи с авторами: это и презентации новинок в книжных, и тематические лекции. Сюда же входят крупные события, когда приезжает зарубежный автор и мы делаем целый ряд мероприятий. Например, проводили открытые лекции с Эмили Нагоски и Лореттой Бройнинг
- Лекции и тематические лектории. Например, делали летний лекторий #МИФВБРИТАНКЕ с Британской Высшей Школой Дизайна по книгам о креативности и лекторий «Пространство развития», где провели 8 лекций с экспертами по ключевым темам саморазвития.
- Бизнес-завтраки для корпоративных клиентов
- Гаражные распродажи. Это мероприятие стало традицией. Начали мы с Москвы и Петербурга, и в этом году планировали устроить «гастроли» по 10 городам России, но пока ждем окончания карантина. Успели побывать в Воронеже, Казани и Екатеринбурге.
- Внутренние мероприятия издательства. Мы организуем корпоративы МИФа, помогаем в подготовке стратегических сессий.
- Участие в книжных ярмарках, фестивалях и мероприятиях партнеров: это Нонфикшн, КРЯКК, ComicCon, Красная площадь, ММКВЯ и другие.
Мы продолжаем экспериментировать и искать новые форматы. Хотим запустить книжные клубы и чаще привозить иностранных авторов.
Корпоративы МИФа тоже организует команда мероприятий. На фото — хиппи-вечеринка по случаю нашего 14-го дня рождения. Настя — крайняя справа
Если говорить о ярмарках и партнерских мероприятиях, как вы решаете, в каких стоит поучаствовать, а в каких нет?
Мероприятий, в которых мы участвуем, больше 600 в год. Около 80 делаем сами. Так что объем очень большой, а предложений приходит еще больше. Во всех мы не можем участвовать даже физически, так что приходится выбирать и кому-то отказывать. Каждое новое предложение оцениваем по нескольким критериям: численность гостей, бренд организатора, промо-потенциал, рентабельность участия, насколько мероприятие соответствует ценностям и смыслам, которые мы хотим транслировать.
Иногда ищем мероприятия сами, под конкретную цель: показать книгу или спикера на нужную аудиторию, чему-то научиться или попробовать новый формат.
Какое мероприятие из тех, что вы провели, было для тебя самым сложным? И какое стало любимым?
Не могу выделить самое сложное, есть скорее какие-то сложные моменты в целом: непростая тема, новый формат, сложные переговоры с площадкой, какие-то технические моменты — например, про перевод.
Почти в каждом мероприятии мы стараемся поднять планку повыше, поэтому приходится поднапрячься.
Любимая у меня — наша первая Гаражная распродажа. Это был эксперимент. Мы ждали гостей, буквально задержав дыхание, — и они пришли за час до открытия, выстроилась длинная очередь. Мы сами все разгружали, и коробки таскали, и на кассе стояли — и в то же время наблюдали, как люди выбирают книги, радуются находкам, решают, что почитать вместе с детьми. Это очень приятно.
Та самая первая Гаражка на Хлебозаводе
Да, видела фотографии — это было здорово. А теперь расскажи про какой-нибудь провал.
Провал был в самом начале, я о нем говорила выше — на лекцию для родителей о детском сне пришло всего три человека. Мы не учли, что у детей в этом возрасте есть дневной сон, и поставили лекцию в самое неудачное с этой точки зрения время. Теперь перед лекцией опрашиваем родителей, во сколько им будет удобно.
Бэкстейдж часто выглядит примерно так. Настя и Катя сами монтируют оборудование, разгружают книги, наводят красоту на стендах и в залах
Еще было тяжело как раз в ту первую Гаражную распродажу: к нам пришло столько людей, что помещение просто не вмещало всех, мы не рассчитали. Приходилось делать технические перерывы, пускать людей порциями. Были недовольства и жалобы, хотя мы старались, чтобы никому не стало плохо от духоты. Пришлось потерпеть негатив, но мы справились и впредь помещения снимаем побольше, с запасом. И все же приятного после Гаражки было гораздо больше — читатели благодарили нас, даже несмотря на то, что не все было идеально, и спрашивали, когда будет следующая. Поэтому и люблю ту Гаражку особенно.
Из-за ситуации с карантином МИФу пришлось отменить ряд офлайн-мероприятий, а некоторые перевести в онлайн-режим. Расскажи, как происходил этот переход. Насколько быстро удалось придумать новую схему работы и запустить ее?
В начале года мы успели провести всего несколько мероприятий. В марте пришлось экстренно отменить «Детский день МИФа» в ЗИЛе и Гаражку в Нижнем Новгороде. Было тяжело принять это решение, но рисковать здоровьем гостей и коллег совсем не хотелось. Стало понятно, что все проекты замораживаются на неопределенный срок.
Мы с Катей влились в команду МИФ.Курсов — там наши компетенции применимы лучше всего. Увидели, что многие запланированные мероприятия можно перевести в онлайн. Сейчас занимаемся продюсированием онлайн-курсов, проводим бизнес-завтраки и вебинары. Команда курсов быстро нас приняла и погрузила в свои процессы, за что им большое спасибо. Мне кажется, слияние получилось удачным. Вижу, что у нас классно получается работать вместе и мы дополняем друг друга своим опытом и умениями.
Какие отличия есть при организации мероприятия онлайн и офлайн? Всё ли можно перевести в онлайн-формат?
В онлайн не перенести такие мероприятия, как Гаражная распродажа. Конечно, мы проводим акции и распродажи в интернет-магазине, но отличием Гаражки было наличие старых и редких книг (которые, например, вернули магазины), низкие цены и некоторая непредсказуемость: какие книги там будут, можно было узнать только на месте. Плюс мы старались придать Гаражкам праздничную атмосферу: организовывали фотозону, дарили подарки, много общались с гостями.
Лекция Эмили Нагоски, автора бестселлеров «Как хочет женщина» и «Выгорание»
На офлайн-лекции и встречи с авторами часто приходят люди с цветами, со своими весьма трогательными историями. Мы делали лекции в разных местах, иногда в очень красивых, а в онлайне мало разнообразия и атмосфера, эмоции от живого общения теряются. Это другой тип коммуникации. Но с точки зрения пользы, которую ты можешь получить за час-полтора, перенос в онлайн негативного влияния не оказывает.
Какой режим работы тебе ближе и комфортнее и почему?
Мне нравится миксовать — пару дней работать из дома, в какой-то день съездить в офис или поработать с коллегами из кафе или коворкинга. Смена обстановки меня бодрит, и в таком режиме я работала довольно долго. Не скажу, что мой образ жизни в рабочем плане сильно поменялся, все-таки мы всегда работали удаленно. Но жду, конечно, когда увижусь с коллегами и читателями не только в «Зуме».
Посоветуй читателям, как провести хорошее мероприятие онлайн. Если можно, прямо по шагам: раз-два-три.
- Сформулируйте, кто ваша ЦА, зачем им вас слушать, какую ценность вы им дадите. Сейчас рынок перенасыщен предложениями лекций и обучения онлайн, поэтому важно сфокусироваться.
- Хорошо поработайте с контентом: четко сформулируйте тему, сделайте понятную презентацию (с дизайном и вычиткой корректором), отрепетируйте выступление, попросив кого-то послушать, чтобы получить обратную связь, подметить слабые места, понять, где получается затянуто или поверхностно, а где — классно.
- Не забудьте про техническую сторону: проверьте все программы и доступы к ним заранее, проведите «прогон», проверьте интернет, наушники и ноутбук, убедитесь, что вас или спикера хорошо видно и слышно (и что в день Х не будет шума, например, от детей или соседа с перфоратором). Обратите внимание на фон: это должна быть нейтральная стена, а не раскиданные домашние вещи. И разработайте план Б на случай, если что-то пойдет не так.
- Продумайте продвижение: определите релевантные каналы, используйте utm-метки, сделайте форму регистрации, где вы точно опишете, что ждет гостей на лекции.
- Когда всё пройдет, сделайте работу над ошибками: что сработало, а что можно сделать лучше в следующий раз. Определите для этого метрики на старте: по каким параметрам вы будете оценивать успешность мероприятия.
- Смотрите, что делают другие: и как гость, и как организатор. Подмечайте, что сделано удачно, и учитывайте это при проектировании своего мероприятия.
Мы тоже начинали и делали ошибки. С 3-5 человек научились собирать тысячи. Главное — пробовать, учиться и делать как для себя.