Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Опыт МИФа
Каждый запуск — маленький стартап. Как мы делаем курсы
12 мая 2020 2 847 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

В далеком 2016-м мы запустили интенсив в письмах «Адская неделя». Проходили его сами, приглашали читателей. Наверно, с тех пор (а может, чуть раньше) у нас появилась мечта о том, чтобы делать курсы. Помогать людям не только узнавать что-то полезное, но и внедрять это в жизнь.

«Создавать пространство, в котором будет множество форматов развития для каждого человека — то, к чему мы стремимся уже много лет. Я давно хотела запустить направление курсов и думаю, что мы давно были к этому готовы», — рассказывает Юлия Баяндина, содиректор МИФа. С Юлиной веры всё и началось.

Сначала мы планировали делать 2-3 курса в год, не спеша изучать рынок и свои возможности. Но 2020-й все изменил: онлайн-уроки стали востребованы как никогда, и мы поняли: нет времени пробовать, надо делать.

Сейчас запускаем по несколько курсов в месяц. В этой статье расскажем, как мы делаем курсы и чему научились за это время.

 

Курсы в МИФе: зачем?

Курсы как продукт появились в МИФе в 2018 году. Для нас это был еще один способ связи с читателями. По реакции учеников поняли: продукт «зашел». Один из ранних курсов — «Ускоритель чтения» — до сих пор пользуется спросом: его прошли уже почти 80 000 человек. Это был весомый аргумент в пользу запуска направления.


Курс «Ускоритель чтения»

Юлия Баяндина, партнер и содиректор МИФа:

Курсы помогают нам лучше выразить то, во что мы верим. Поддержать идеи, что созвучны нам, и транслировать их дальше. Доносить те фокусные темы и смыслы, что уже отражены в наших книгах. И выстраивать экосистему для развития человека, не придерживаясь ограниченных издательством рамок.

Еще один аргумент — стратегия МИФа как компании. Мы хотим быть не просто издательством, а пространством развития — местом, где каждый человек может найти удобный, полезный и интересный контент, чтобы реализовать себя.

Дмитрий Утробин, партнер и содиректор МИФа:

Мы умеем создавать качественный контент, находить авторов и экспертов, делать сложные кроссфункциональные проекты. У нас есть понимание логики человеческого развития. Мы проводим обучения внутри компании. Закономерно, что начали делать это и вовне, для читателей.

С точки зрения бизнеса это тоже обоснованно. Курсы — электронный продукт, не требующий дистрибуции, на растущем рынке и востребованный нашей аудиторией. Имеет потенциал как в b2c, так и в b2b. Для нас это возможность диверсифицировать риски, связанные с традиционным книжным бизнесом.



Онлайн-курс про отношения «Между нами»

 

Эпоха перемен курсов

Возможно, мы бы долго «раскачивали» курсы, не спеша собирая идеи, отрабатывая форматы и подстилая соломки на всех скользких поворотах. Но вмешался карантин. Спрос на онлайн-продукты вырос, появилось много актуальных тем, в рамках которых у нас есть опыт и знания.

Вера Ежкина, руководитель направления МИФ.Курсы:

Изначально мы планировали около 8 проектов на 2020 год — 3-4 больших курса и несколько маленьких. Но уже в марте запустили 3 курса. Еще порядка 10 запускаем во втором квартале. БОльшая часть из них — бесплатные. Нам важно поддержать аудиторию. Например, даже в большом и затратном для нас «Курсе заботы о себе» мы сделали бесплатный вариант — он доступен до 10 мая.

Курс заботы о себе

Учитывая, что команда готовилась к совсем другому темпу работы, многое приходится изобретать на ходу, тут же внедрять, пробовать, стараясь не уронить при этом качество. Над этим трудятся несколько продюсеров — опыт показал, что удобнее работать в продюсерских парах, когда проект курируют два человека. У каждого свои сильные стороны, и работа в паре позволяет усиливать друг друга.

Еще в команде курсов есть методист, который отвечает за составление программ (как правило, в паре с предметным экспертом), механики курса и учебный опыт студентов.


Для каждого курса стараемся создать свое настроение. Над визуалом работает команда дизайнеров

К созданию контента и продвижению подключаются другие команды: арт-директор и несколько дизайнеров, команда копирайтеров, команда продвижения, служба поддержки. На время карантина в команду курсов влилась команда МИФ.Мероприятий, которая раньше занималась организаций офлайн-событий.

Кроме того, к работе над курсом привлекаются эксперты, внештатные методисты, кураторы, проверяющие домашки, и психологи, которые дают индивидуальные консультации (такая опция была, например, в курсе «Быть с собой»).

Курс «Быть с собой»

 

Новый курс шаг за шагом

Каждый курс похож на небольшой стартап: мы пробуем разные форматы, темы и подходы к организации обучения. Чтобы сохранять гибкость и высокую скорость работы, команда использует scrum: планирует спринты, проводит рабочие встречи, демо-встречи и ретроспективы. В общих чертах процесс выглядит так.

Scrum

Шаг 1. Выбор темы

Сейчас мы фокусируемся на темах из области софт-скилов и психологии. Для нас это «родные», хорошо знакомые сферы, которым посвящены многие книги.

Вера Ежкина:

Выбирая темы для курсов, мы смотрим на несколько важных критериев.

— Запросы аудитории. Мы следим за продажами книг, чтобы понимать, какие темы актуальны. Смотрим, на что отзываются читатели в соцсетях и блоге.

— Актуальная повестка. Например, во время карантина возник большой интерес к удаленной работе, и мы успели запрыгнуть на эту волну. Мы считаем себя экспертами в теме — все-таки компания 15 лет работает удаленно, — поэтому быстро собрали наш опыт и за две недели сделали курс «Как не сойти с ума, работая из дома». Также заметили, что важны темы дистанционного обучения детей, психологического комфорта при общении с партнером, обществом и самим собой и запустили подготовку курсов по этим темам.

Курс психологической помощи в самоизоляции «Мне сложно»

— И конечно, мы всегда учитываем интерес тех, кто делает курс. Если курс не интересен команде, значит, он не будет интересен и аудитории.

Шаг 2. Подготовка брифа и установочная встреча

Для продюсера курс начинается с идеи, для команды — с брифа. Продюсер пишет бриф, рассылает всем, кто задействован в подготовке уроков, и назначает установочную встречу. На ней обсуждаем тему и идею, вопросы, сложности, возможности и ограничения. После этой встречи планируем спринт, ставим задачи командам и начинаем работать.


На установочной встрече продюсер старается не просто рассказать о курсе, но и влюбить команду в идею. В ход идут даже Париж и голуби. — Слайд с установочной встречи по курсу про отношения, который запустим в июне

Курс «Школа дома: как учиться онлайн»

Шаг 3. Подготовка контента

Большой этап, во время которого мы разрабатываем подробную программу курса, ищем экспертов, пишем уроки, создаем визуал. В это же время делаем предварительный анонс и запускаем «заглушку» — страницу, на которой предлагаем людям оставить email, чтобы узнать о запуске курса. Так мы отслеживаем интерес к теме.


Создание визуала — часть этого этапа

Шаг 4. Запуск продаж и обучения

За две-три недели до запуска обучения открываем продажи (если курс платный), анонсируем в соцсетях, рассылке, блоге, на партнерских ресурсах. Затем запускаем само обучение. В это время тоже много работы: «допиливаем» контент, проводим вебинары, проверяем домашки, курируем экспертов, поддерживаем студентов.

Шаг 5. Подведение итогов

Собираем обратную связь от учеников и команды. Добавляем отзывы на страницу курса, переводим уроки в формат «вечных продаж», чтобы их можно было проходить в любое удобное время. Проводим итоговую ретроспективу и определяем, что можем сделать лучше в следующий раз.


После каждого курса спрашиваем участников об их впечатлениях и пользе, которую вынесли из уроков. Это помогает создавать программы следующих курсов

Курс «Как не сойти с ума, работая из дома»

 

Эксперименты и находки

Сжатые сроки работы и необходимость подстраиваться под условия, которые все время меняются, — большой вызов для команды. Но такая гибкость позволяет лучше адаптироваться под потребности рынка, учиться с бешеной скоростью и открывать в себе скилы, о которых мы и не подозревали. Например, оказалось, что можем сделать запуск буквально за несколько дней — так получилось с курсом «Как не сойти с ума, работая из дома».

Марьяна Онысько, продюсер курсов:

Мы много экспериментируем, поэтому открываем много интересного. Например, мы не думали, насколько важно расписывать подробную программу — прямо очень-очень подробно. Узнали, что людям важна личная история эксперта, рассказ о его пути. Еще одна удивительная вещь: в курсе «Быть с собой» был тариф с личными консультациями психолога, и мы были уверены, что покупают именно из-за них. Но когда дело дошло до самих консультаций, больше половины людей их просто не использовали.

Еще мы освоили механику «вечных продаж» и думали, что это будет приносить значительную часть выручки. На деле же увидели, что основные деньги получаем при запуске, а «вечная продажа» — лишь приятное дополнение, но не то, на что можно всерьез рассчитывать.

Когда что-то не получается или не приносит ожидаемого эффекта, мы воспринимаем это не как «факап», а как результат эксперимента. Мы учимся терпимости к ошибкам и стараемся благодарить друг друга за работу, которую делаем вместе. Мне кажется, такая культура в команде — это то, чем можно гордиться.



Курс озеленения дома «Герань, не вянь!»

 

Нести смысл, менять мир

Сейчас мы вкладываем в курсы много энергии, сил и времени и очень верим в это направление. Вера и Марьяна говорят, что сильнее всего мотивируют два момента. Во-первых, подвижный, растущий и новый для нас рынок онлайн-образования. Во-вторых, отзывы людей, прошедших курсы. По ним мы видим, что действительно помогаем менять жизнь к лучшему.

Если вы еще не проходили наши курсы — выбирайте актуальную тему, присоединяйтесь и делитесь обратной связью, она для нас действительно важна. И подписывайтесь на новости, чтобы узнавать о новых запусках (форма подписки есть на странице курсов).

 

Рубрика
Опыт МИФа
Похожие статьи