В далеком 2016-м мы запустили интенсив в письмах «Адская неделя». Проходили его сами, приглашали читателей. Наверно, с тех пор (а может, чуть раньше) у нас появилась мечта о том, чтобы делать курсы. Помогать людям не только узнавать что-то полезное, но и внедрять это в жизнь.
«Создавать пространство, в котором будет множество форматов развития для каждого человека — то, к чему мы стремимся уже много лет. Я давно хотела запустить направление курсов и думаю, что мы давно были к этому готовы», — рассказывает Юлия Баяндина, содиректор МИФа. С Юлиной веры всё и началось.
Сначала мы планировали делать 2-3 курса в год, не спеша изучать рынок и свои возможности. Но 2020-й все изменил: онлайн-уроки стали востребованы как никогда, и мы поняли: нет времени пробовать, надо делать.
Сейчас запускаем по несколько курсов в месяц. В этой статье расскажем, как мы делаем курсы и чему научились за это время.
Курсы в МИФе: зачем?
Курсы как продукт появились в МИФе в 2018 году. Для нас это был еще один способ связи с читателями. По реакции учеников поняли: продукт «зашел». Один из ранних курсов — «Ускоритель чтения» — до сих пор пользуется спросом: его прошли уже почти 80 000 человек. Это был весомый аргумент в пользу запуска направления.
Курс «Ускоритель чтения»
Юлия Баяндина, партнер и содиректор МИФа:
Курсы помогают нам лучше выразить то, во что мы верим. Поддержать идеи, что созвучны нам, и транслировать их дальше. Доносить те фокусные темы и смыслы, что уже отражены в наших книгах. И выстраивать экосистему для развития человека, не придерживаясь ограниченных издательством рамок.
Еще один аргумент — стратегия МИФа как компании. Мы хотим быть не просто издательством, а пространством развития — местом, где каждый человек может найти удобный, полезный и интересный контент, чтобы реализовать себя.
Дмитрий Утробин, партнер и содиректор МИФа:
Мы умеем создавать качественный контент, находить авторов и экспертов, делать сложные кроссфункциональные проекты. У нас есть понимание логики человеческого развития. Мы проводим обучения внутри компании. Закономерно, что начали делать это и вовне, для читателей.
С точки зрения бизнеса это тоже обоснованно. Курсы — электронный продукт, не требующий дистрибуции, на растущем рынке и востребованный нашей аудиторией. Имеет потенциал как в b2c, так и в b2b. Для нас это возможность диверсифицировать риски, связанные с традиционным книжным бизнесом.
Онлайн-курс про отношения «Между нами»
Эпоха перемен курсов
Возможно, мы бы долго «раскачивали» курсы, не спеша собирая идеи, отрабатывая форматы и подстилая соломки на всех скользких поворотах. Но вмешался карантин. Спрос на онлайн-продукты вырос, появилось много актуальных тем, в рамках которых у нас есть опыт и знания.
Вера Ежкина, руководитель направления МИФ.Курсы:
Изначально мы планировали около 8 проектов на 2020 год — 3-4 больших курса и несколько маленьких. Но уже в марте запустили 3 курса. Еще порядка 10 запускаем во втором квартале. БОльшая часть из них — бесплатные. Нам важно поддержать аудиторию. Например, даже в большом и затратном для нас «Курсе заботы о себе» мы сделали бесплатный вариант — он доступен до 10 мая.
Курс заботы о себе
Учитывая, что команда готовилась к совсем другому темпу работы, многое приходится изобретать на ходу, тут же внедрять, пробовать, стараясь не уронить при этом качество. Над этим трудятся несколько продюсеров — опыт показал, что удобнее работать в продюсерских парах, когда проект курируют два человека. У каждого свои сильные стороны, и работа в паре позволяет усиливать друг друга.
Еще в команде курсов есть методист, который отвечает за составление программ (как правило, в паре с предметным экспертом), механики курса и учебный опыт студентов.
Для каждого курса стараемся создать свое настроение. Над визуалом работает команда дизайнеров
К созданию контента и продвижению подключаются другие команды: арт-директор и несколько дизайнеров, команда копирайтеров, команда продвижения, служба поддержки. На время карантина в команду курсов влилась команда МИФ.Мероприятий, которая раньше занималась организаций офлайн-событий.
Кроме того, к работе над курсом привлекаются эксперты, внештатные методисты, кураторы, проверяющие домашки, и психологи, которые дают индивидуальные консультации (такая опция была, например, в курсе «Быть с собой»).
Курс «Быть с собой»
Новый курс шаг за шагом
Каждый курс похож на небольшой стартап: мы пробуем разные форматы, темы и подходы к организации обучения. Чтобы сохранять гибкость и высокую скорость работы, команда использует scrum: планирует спринты, проводит рабочие встречи, демо-встречи и ретроспективы. В общих чертах процесс выглядит так.
Scrum
Шаг 1. Выбор темы
Сейчас мы фокусируемся на темах из области софт-скилов и психологии. Для нас это «родные», хорошо знакомые сферы, которым посвящены многие книги.
Вера Ежкина:
Выбирая темы для курсов, мы смотрим на несколько важных критериев.
— Запросы аудитории. Мы следим за продажами книг, чтобы понимать, какие темы актуальны. Смотрим, на что отзываются читатели в соцсетях и блоге.
— Актуальная повестка. Например, во время карантина возник большой интерес к удаленной работе, и мы успели запрыгнуть на эту волну. Мы считаем себя экспертами в теме — все-таки компания 15 лет работает удаленно, — поэтому быстро собрали наш опыт и за две недели сделали курс «Как не сойти с ума, работая из дома». Также заметили, что важны темы дистанционного обучения детей, психологического комфорта при общении с партнером, обществом и самим собой и запустили подготовку курсов по этим темам.
Курс психологической помощи в самоизоляции «Мне сложно»
— И конечно, мы всегда учитываем интерес тех, кто делает курс. Если курс не интересен команде, значит, он не будет интересен и аудитории.
Шаг 2. Подготовка брифа и установочная встреча
Для продюсера курс начинается с идеи, для команды — с брифа. Продюсер пишет бриф, рассылает всем, кто задействован в подготовке уроков, и назначает установочную встречу. На ней обсуждаем тему и идею, вопросы, сложности, возможности и ограничения. После этой встречи планируем спринт, ставим задачи командам и начинаем работать.
На установочной встрече продюсер старается не просто рассказать о курсе, но и влюбить команду в идею. В ход идут даже Париж и голуби. — Слайд с установочной встречи по курсу про отношения, который запустим в июне
Курс «Школа дома: как учиться онлайн»
Шаг 3. Подготовка контента
Большой этап, во время которого мы разрабатываем подробную программу курса, ищем экспертов, пишем уроки, создаем визуал. В это же время делаем предварительный анонс и запускаем «заглушку» — страницу, на которой предлагаем людям оставить email, чтобы узнать о запуске курса. Так мы отслеживаем интерес к теме.
Создание визуала — часть этого этапа
Шаг 4. Запуск продаж и обучения
За две-три недели до запуска обучения открываем продажи (если курс платный), анонсируем в соцсетях, рассылке, блоге, на партнерских ресурсах. Затем запускаем само обучение. В это время тоже много работы: «допиливаем» контент, проводим вебинары, проверяем домашки, курируем экспертов, поддерживаем студентов.
Шаг 5. Подведение итогов
Собираем обратную связь от учеников и команды. Добавляем отзывы на страницу курса, переводим уроки в формат «вечных продаж», чтобы их можно было проходить в любое удобное время. Проводим итоговую ретроспективу и определяем, что можем сделать лучше в следующий раз.
После каждого курса спрашиваем участников об их впечатлениях и пользе, которую вынесли из уроков. Это помогает создавать программы следующих курсов
Курс «Как не сойти с ума, работая из дома»
Эксперименты и находки
Сжатые сроки работы и необходимость подстраиваться под условия, которые все время меняются, — большой вызов для команды. Но такая гибкость позволяет лучше адаптироваться под потребности рынка, учиться с бешеной скоростью и открывать в себе скилы, о которых мы и не подозревали. Например, оказалось, что можем сделать запуск буквально за несколько дней — так получилось с курсом «Как не сойти с ума, работая из дома».
Марьяна Онысько, продюсер курсов:
Мы много экспериментируем, поэтому открываем много интересного. Например, мы не думали, насколько важно расписывать подробную программу — прямо очень-очень подробно. Узнали, что людям важна личная история эксперта, рассказ о его пути. Еще одна удивительная вещь: в курсе «Быть с собой» был тариф с личными консультациями психолога, и мы были уверены, что покупают именно из-за них. Но когда дело дошло до самих консультаций, больше половины людей их просто не использовали.
Еще мы освоили механику «вечных продаж» и думали, что это будет приносить значительную часть выручки. На деле же увидели, что основные деньги получаем при запуске, а «вечная продажа» — лишь приятное дополнение, но не то, на что можно всерьез рассчитывать.
Когда что-то не получается или не приносит ожидаемого эффекта, мы воспринимаем это не как «факап», а как результат эксперимента. Мы учимся терпимости к ошибкам и стараемся благодарить друг друга за работу, которую делаем вместе. Мне кажется, такая культура в команде — это то, чем можно гордиться.
Курс озеленения дома «Герань, не вянь!»
Нести смысл, менять мир
Сейчас мы вкладываем в курсы много энергии, сил и времени и очень верим в это направление. Вера и Марьяна говорят, что сильнее всего мотивируют два момента. Во-первых, подвижный, растущий и новый для нас рынок онлайн-образования. Во-вторых, отзывы людей, прошедших курсы. По ним мы видим, что действительно помогаем менять жизнь к лучшему.
Если вы еще не проходили наши курсы — выбирайте актуальную тему, присоединяйтесь и делитесь обратной связью, она для нас действительно важна. И подписывайтесь на новости, чтобы узнавать о новых запусках (форма подписки есть на странице курсов).