Книжный клуб появился в МИФе давно: уже в 2014 году мы регулярно собирались в офисе и обсуждали свежие книги. «Большие чтения» дополнялись камерными: онлайн-встречи стала проводить служба поддержки и другие команды. И вот что мы заметили: книжный клуб развивался и менялся вместе с компанией. Сегодня расскажем, через какие этапы он прошел, какие задачи помог решить (а какие решает сегодня) и чем может быть полезен любому бизнесу.
Этап 1. Польза и идеи
На первом этапе целью книжного клуба МИФа стала генерация идей для развития бизнеса и сотрудников. Мы искали в книгах то, что можно применить в работе с клиентами, в самом издательстве, в жизни. Правила проведения встреч были достаточно строгими: слушатели должны были записаться в общую табличку участников, докладчики — прочитать книги, подготовить о них краткую презентацию и предложить идеи на внедрение. За одну встречу разбирали сразу несколько книг.
Правила клуба. Скриншот страницы корпоративного портала МИФа
Сначала встречи проходили в офисе. Потом к ним стали подключать тех, кто не мог приехать, но хотел поучаствовать удаленно. А с января 2016-го трансляции стали проводиться в Перископе (первую посмотрели 70 человек). Уже тогда мы поняли, что онлайн-формат — это удобно.
— Однажды наша коллега Настя Лесик назвала книжный клуб местом знакомства сразу с десятком наших книг и с десятком коллег, — вспоминает Александра Шляхова, руководитель проектов организационного развития. — Так и было. Книжный клуб на этом этапе развития компании стал точкой сбора единомышленников. Мы черпали вдохновение и новые идеи для развития себя и компании из книг и обменивались ими друг с другом. Какие-то идеи проросли, какие-то были забыты. Главное — привычка говорить о книгах и о самом важном из прочитанного сохранилась.
Несколько лет спустя общий книжный клуб угас. В том виде, в котором он существовал, он исчерпал себя: компания, культура и команда менялись. МИФу нужно было что-то новое, больше направленное на людей.
Этап 2. Глубокое погружение в тему
В июле 2019 года МИФ перезапустил книжный клуб. Мы решили уйти от строгих ограничений: перешли в удобный для всех онлайн, убрали предварительную запись, стали выбирать 1 книгу для 1 встречи. Отменили лист на внедрение: старый подход («что мы себе возьмем») и заменили на новый — «кому, что и как отозвалось». И еще одно новшество: прийти на встречу можно было, даже если не читал книгу или не помнишь ее в деталях. В письме команде партнеры-содиректора объяснили, что книга — всего лишь повод для общения: она задает ракурс, в рамках которого мы обсуждаем свою компанию и ищем пути ее улучшения. Вот слова Юлии Баяндиной из того самого письма:
«Прочитать книгу можно и в одиночестве. Зачем тогда еще 50 человек? Потому что книга — это только начало пути. Важно суметь переложить ее содержание на свою реальность. Знать, что такое голубые и алые океаны — хорошо, а увидеть реальные примеры в компании или в своей жизни — бесценно. Самый легкий способ это сделать — обсудить книгу с кем-то еще. И чем больше людей участвуют в обсуждении, тем оно интереснее. Читаешь книгу → Обсуждаешь ее → Меняешься сам → Меняешь пространство вокруг. Это еще у Плутарха было: „Развивая внутренний мир, мы меняем внешний“».
На первой встрече обновленного книжного клуба по совету партнеров-содиректоров МИФа Дмитрия Утробина и Артема Степанова обсуждали книгу «Не сходите с ума на работе». Следующие книги выбирали сами сотрудники путем голосования. Формат обсуждений сильно изменился: сначала организаторы коротко говорили о книге (а участникам предлагали шпаргалку с главными идеями). После МИФовцы делились на мини-группы (у каждого была возможность быть услышанным и комфортно общаться). А затем все возвращались в общую комнату и обменивались мыслями.
Вот что вынесла на общее обсуждение одна из групп
Этап 3. Смыслы, ценности, картина мира
Прошло чуть меньше года — и клуб снова изменился. Причин было несколько. Во-первых, прежний формат был все же механистичным, а хотелось больше простора и человечности. Во-вторых, к концу года мы определили для себя фокусные темы — ценности и смыслы, которыми будем руководствоваться в выборе книг, которые будем транслировать внутри компании и распространять вовне. А в третьих, перед Новым годом мы встретились в Москве и улучили момент, чтобы поговорить про книги в офлайне. В новом формате.
— Мы собрались на чердаке в офисе и не стали ограничивать разговор никакими рамками, — рассказывает Александра Шляхова. — Обсуждали не конкретную книгу, а все, о которых хотелось поговорить, от книг переходили к фильмам, сами придумывали неожиданные вопросы. Например, такой: какую книгу я хотел бы прочесть, но ее еще не издали? Копирайтер Наташа Широкова призналась, что хотела бы почитать о танцах, а я поняла, что не отказалась бы от книги про созидательный эффект лени — когда ленивые люди придумывают то, что сильно упрощает жизнь и работу. Нам понравился такой формат и мы решили его сохранить.
Было уютно, вкусно и по-домашнему
Сейчас книжный клуб полностью перешел в онлайн. Чтобы участвовать в нем, по-прежнему не обязательно читать книгу. Сначала мы говорим о смыслах: о том, что хотели сказать миру, издавая книгу, а после рассказываем о ней подробнее. Основная часть встречи представляет собой обсуждение в мини-группах. Чтобы облегчить разговор, есть список вопросов, а результатом становятся рекомендации других книг, фильмов, статей — всего, что поможет еще больше погрузиться в тему. А еще здесь можно открыто говорить о своих переживаниях.
— Я прихожу на книжный клуб скорее не для того, чтобы обсудить книгу, а для того, чтобы поговорить с людьми, — говорит копирайтер Наталия Широкова. — Мы с коллегами часто встречаемся «по работе», но не часто — «просто поговорить». Книга становится отправной точкой, чтобы не было неловкого молчания и «эммм… ну, как дела?». А затем разговор льется свободно и мы можем делиться любыми мыслями.
На встрече по книге «Выбор», например, поговорили и о переживаниях по поводу карантина (тема всех волнует и бессмысленно делать вид, что ее не существует), и о том, как справиться с тревожностью, и о том, как мысли из книги помогли по-новому посмотреть на события своей жизни. Для меня ценно, что здесь каждый может поделиться переживаниями, — а может и не делиться, если не хочется. Нет никакой обязаловки, регламента. Есть только люди со своими чувствами и мыслями.
Я всегда ухожу с книжного клуба с ощущением, что меня понимают и поддерживают. Как будто внутри включилось небольшое солнышко.
У нас даже есть виртуальные значки для членов книжного клуба. Рядом с фото Алекс — значок с элементами обложки книги «Выбор»
Что в итоге?
Книжный клуб в МИФе — это пространство для общения и укрепления неформальных связей. В обсуждениях участвуют представители разных команд, а случайное распределение по мини-группам позволяет каждому общаться с коллегами, с которыми не взаимодействуешь в работе. Еще это пространство развития: мы ищем темы, которые найдут отклик именно сейчас, открыто обсуждаем сложные и неоднозначные вопросы, учимся по-новому смотреть на знакомые вещи. Но самое главное — это элемент культуры компании. Вы тоже сможете его создать.
В нашем блоге вы можете прочитать про все книжные клубы МИФа (да-да, у нас их несколько!) и увидеть отзывы участников.
Обложка поста — Книжный клуб МИФа в офлайне