Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Опыт МИФа
Книжный клуб, который меняется вместе с компанией. Опыт МИФа
18 апреля 2020 5 121 просмотр

Елена Исупова
Елена Исупова

Книжный клуб появился в МИФе давно: уже в 2014 году мы регулярно собирались в офисе и обсуждали свежие книги. «Большие чтения» дополнялись камерными: онлайн-встречи стала проводить служба поддержки и другие команды. И вот что мы заметили: книжный клуб развивался и менялся вместе с компанией. Сегодня расскажем, через какие этапы он прошел, какие задачи помог решить (а какие решает сегодня) и чем может быть полезен любому бизнесу.

Этап 1. Польза и идеи

На первом этапе целью книжного клуба МИФа стала генерация идей для развития бизнеса и сотрудников. Мы искали в книгах то, что можно применить в работе с клиентами, в самом издательстве, в жизни. Правила проведения встреч были достаточно строгими: слушатели должны были записаться в общую табличку участников, докладчики — прочитать книги, подготовить о них краткую презентацию и предложить идеи на внедрение. За одну встречу разбирали сразу несколько книг.


Правила клуба. Скриншот страницы корпоративного портала МИФа

Мы фокусировались на пользе, поэтому называли сроки внедрения идей и ответственных.

Сначала встречи проходили в офисе. Потом к ним стали подключать тех, кто не мог приехать, но хотел поучаствовать удаленно. А с января 2016-го трансляции стали проводиться в Перископе (первую посмотрели 70 человек). Уже тогда мы поняли, что онлайн-формат — это удобно.

— Однажды наша коллега Настя Лесик назвала книжный клуб местом знакомства сразу с десятком наших книг и с десятком коллег, — вспоминает Александра Шляхова, руководитель проектов организационного развития. — Так и было. Книжный клуб на этом этапе развития компании стал точкой сбора единомышленников. Мы черпали вдохновение и новые идеи для развития себя и компании из книг и обменивались ими друг с другом. Какие-то идеи проросли, какие-то были забыты. Главное — привычка говорить о книгах и о самом важном из прочитанного сохранилась.

Несколько лет спустя общий книжный клуб угас. В том виде, в котором он существовал, он исчерпал себя: компания, культура и команда менялись. МИФу нужно было что-то новое, больше направленное на людей.

Этап 2. Глубокое погружение в тему

В июле 2019 года МИФ перезапустил книжный клуб. Мы решили уйти от строгих ограничений: перешли в удобный для всех онлайн, убрали предварительную запись, стали выбирать 1 книгу для 1 встречи. Отменили лист на внедрение: старый подход («что мы себе возьмем») и заменили на новый — «кому, что и как отозвалось». И еще одно новшество: прийти на встречу можно было, даже если не читал книгу или не помнишь ее в деталях. В письме команде партнеры-содиректора объяснили, что книга — всего лишь повод для общения: она задает ракурс, в рамках которого мы обсуждаем свою компанию и ищем пути ее улучшения. Вот слова Юлии Баяндиной из того самого письма:

«Прочитать книгу можно и в одиночестве. Зачем тогда еще 50 человек? Потому что книга — это только начало пути. Важно суметь переложить ее содержание на свою реальность. Знать, что такое голубые и алые океаны — хорошо, а увидеть реальные примеры в компании или в своей жизни — бесценно. Самый легкий способ это сделать — обсудить книгу с кем-то еще. И чем больше людей участвуют в обсуждении, тем оно интереснее. Читаешь книгу → Обсуждаешь ее → Меняешься сам → Меняешь пространство вокруг. Это еще у Плутарха было: „Развивая внутренний мир, мы меняем внешний“».

Книжный клуб стал местом, где можно узнавать людей через книги и книги через людей.

На первой встрече обновленного книжного клуба по совету партнеров-содиректоров МИФа Дмитрия Утробина и Артема Степанова обсуждали книгу «Не сходите с ума на работе». Следующие книги выбирали сами сотрудники путем голосования. Формат обсуждений сильно изменился: сначала организаторы коротко говорили о книге (а участникам предлагали шпаргалку с главными идеями). После МИФовцы делились на мини-группы (у каждого была возможность быть услышанным и комфортно общаться). А затем все возвращались в общую комнату и обменивались мыслями.


Вот что вынесла на общее обсуждение одна из групп

Этап 3. Смыслы, ценности, картина мира

Прошло чуть меньше года — и клуб снова изменился. Причин было несколько. Во-первых, прежний формат был все же механистичным, а хотелось больше простора и человечности. Во-вторых, к концу года мы определили для себя фокусные темы — ценности и смыслы, которыми будем руководствоваться в выборе книг, которые будем транслировать внутри компании и распространять вовне. А в третьих, перед Новым годом мы встретились в Москве и улучили момент, чтобы поговорить про книги в офлайне. В новом формате.

— Мы собрались на чердаке в офисе и не стали ограничивать разговор никакими рамками, — рассказывает Александра Шляхова. — Обсуждали не конкретную книгу, а все, о которых хотелось поговорить, от книг переходили к фильмам, сами придумывали неожиданные вопросы. Например, такой: какую книгу я хотел бы прочесть, но ее еще не издали? Копирайтер Наташа Широкова призналась, что хотела бы почитать о танцах, а я поняла, что не отказалась бы от книги про созидательный эффект лени — когда ленивые люди придумывают то, что сильно упрощает жизнь и работу. Нам понравился такой формат и мы решили его сохранить.


Было уютно, вкусно и по-домашнему

Сейчас книжный клуб полностью перешел в онлайн. Чтобы участвовать в нем, по-прежнему не обязательно читать книгу. Сначала мы говорим о смыслах: о том, что хотели сказать миру, издавая книгу, а после рассказываем о ней подробнее. Основная часть встречи представляет собой обсуждение в мини-группах. Чтобы облегчить разговор, есть список вопросов, а результатом становятся рекомендации других книг, фильмов, статей — всего, что поможет еще больше погрузиться в тему. А еще здесь можно открыто говорить о своих переживаниях.

— Я прихожу на книжный клуб скорее не для того, чтобы обсудить книгу, а для того, чтобы поговорить с людьми, — говорит копирайтер Наталия Широкова. — Мы с коллегами часто встречаемся «по работе», но не часто — «просто поговорить». Книга становится отправной точкой, чтобы не было неловкого молчания и «эммм… ну, как дела?». А затем разговор льется свободно и мы можем делиться любыми мыслями.

На встрече по книге «Выбор», например, поговорили и о переживаниях по поводу карантина (тема всех волнует и бессмысленно делать вид, что ее не существует), и о том, как справиться с тревожностью, и о том, как мысли из книги помогли по-новому посмотреть на события своей жизни. Для меня ценно, что здесь каждый может поделиться переживаниями, — а может и не делиться, если не хочется. Нет никакой обязаловки, регламента. Есть только люди со своими чувствами и мыслями.

Я всегда ухожу с книжного клуба с ощущением, что меня понимают и поддерживают. Как будто внутри включилось небольшое солнышко.


У нас даже есть виртуальные значки для членов книжного клуба. Рядом с фото Алекс — значок с элементами обложки книги «Выбор»

Что в итоге?

Книжный клуб в МИФе — это пространство для общения и укрепления неформальных связей. В обсуждениях участвуют представители разных команд, а случайное распределение по мини-группам позволяет каждому общаться с коллегами, с которыми не взаимодействуешь в работе. Еще это пространство развития: мы ищем темы, которые найдут отклик именно сейчас, открыто обсуждаем сложные и неоднозначные вопросы, учимся по-новому смотреть на знакомые вещи. Но самое главное — это элемент культуры компании. Вы тоже сможете его создать.

В нашем блоге вы можете прочитать про все книжные клубы МИФа (да-да, у нас их несколько!) и увидеть отзывы участников.

Обложка поста — Книжный клуб МИФа в офлайне

 

Рубрика
Опыт МИФа
Похожие статьи