Что такое визуальный язык, как с помощью него выстраивать коммуникацию с аудиторией и какую роль он играет в нашем издательстве, рассказывает арт-директор МИФа Алексей Богомолов.
Метамодернизм и акселерация
Мир, в котором мы сегодня живем, можно назвать эпохой ренессанса визуальной культуры. Активное развитие технологий XX-XXI веков (фотография, кино, телевидение, цветная печать, интернет, VR и др.) вновь выводит на первый план визуальные виды человеческой деятельности.
Наступившая эпоха метамодернизма, полностью развязавшая руки культуре и искусству, и без того распоясавшимся за последнее столетие, как никакая другая нуждается в репрезентации себя с помощью всего спектра визуальных медиа.
Кадр из фильма Уэса Андерсона «Королевство полной луны»
Отсутствие привычного человеку модернистского компаса с готовыми ответами и усталость от циничной иронии постмодерна, в которой были отменены все культурные гранд-нарративы, позволяют сегодняшней культуре двигаться в любых возможных и невозможных направлениях и придумывать себя каждый раз заново.
James Turrell «Bridget’s Bardo»
Визуальный язык становится новым универсальным медиумом социальных, культурных и духовных смыслов. Их наглядной экспликацией и зеркалом духа времени.
Olafur Eliasson «Beauty»
На волне растущей технологической и культурной акселерации перенасыщенный спросом и предложением, рынок стремительно и чутко реагирует на любые эстетические и практические запросы потребителя. Любое производство быстро подстраивается под новые технологические задачи, производя миллионы конкурирующих друг с другом артефактов.
На фоне цифровых технологий, заменяющих целые категории товаров, их аналоговые эквиваленты (книги, блокноты, винил, фотопленка, муз, часы, настольные игры и т.д.), становятся не только функциональной альтернативой, но и символическим признаком соприкосновения с теряющей привычные очертания реальностью.
Фото из открытого источника
Не потеряться в пестром калейдоскопе рыночных предложений и их рекламы помогает визуальный язык. Рынок выстраивает коммуникацию с потребителем опосредованным языком внешнего вида своих продуктов. Мы автоматически реагируем на все яркое и необычное, но в первую очередь, кроме функций, ищем в товаре свое отражение, свою идентичность, свои эстетические и эгоистические предпочтения. Поэтому в условиях дарвинистской конкуренции товаров недостаточно просто говорить с потребителем на понятном ему языке, важно это делать красиво, оригинально и каждый раз немного по-новому.
Как превратить хобби в бизнес, а работу в приятные хлопоты
История возникновения книжного издательства МИФ (2005 год) — интенция трех людей, изначально далеких от книжной индустрии, издать несколько недостающих на российском рынке книг по маркетингу.
С самого начала основатели решили думать не только об актуальности контента книг, но и об их внешнем виде. За разработкой дизайна обложек и макетов они обратились в Студию Артемия Лебедева. На тот момент одну из ведущих дизайн-студий страны.
Первые книги. 2005 год
Книги не только заметили, но и стали узнавать по обложкам, что превратило хобби трех неофитов в крупное и успешное книжное издательство.
На сегодняшний день мы издаем более 400 книг в год на самые разные темы для всех возрастов. Выбором, производством и продвижением книг занимаются более 200 штатных сотрудников и около 100 внештатных фрилансеров. Компания продолжает активно развиваться, открывая новые книжные направления и новых талантливых людей, неизменно следуя заложенным на старте традициям качества.
Книги. 2020 год
Первое, с чем знакомится читатель, — внешний вид книги. Дизайн обложки, внутренний макет, верстка, материалы печати — основные критерии внешнего качества книги. Впечатление от обложки влияет на дальнейшие отношения читателя с книгой и с издательством в целом.
Новые проекты — новые победы
Мы внимательно следим за актуальным графическим дизайном и стараемся осмысленно говорить на его языке со своей аудиторией. Накопленный профессиональный опыт помогает нам находить верные решения для новых направлений и продуктовых линеек.
Один из последних успешных проектов — запуск нового для нас направления художественной литературы. Это направление стартовало с трех художественных романов для подростков. Рынок в этом сегменте в России был уже сформирован, и перед издательством стояла непростая и амбициозная задача — заметно и выгодно выделится на фоне конкурентов и расположить к себе целевую аудиторию.
На проект мы пригласили популярного в молодежной субкультуре художника — поп-сюрреалиста и кибер-дизайнера Андрея Касая, который после ознакомления с брифом успешно оформил серию из трех обложек.
Новая серия художественной литературы для подростков. 2020 год
Благодаря новым обложкам книги стали ярким и заметным событием на рынке. Авторская иллюстрация и ограниченный тираж делают эти книги коллекционным артефактом времени и приобщают молодое поколение к его визуальной культуре.
Мы с удовольствием делимся накопленным за 15 лет издательским опытом в формате наших лекций, курсов и онлайн-публикаций. С интересом отзываемся на предложения других компаний о сотрудничестве в издательских проектах.
В прошлом году наш постоянный партнер Сбербанк предложил нам поучаствовать в тендере по разработке серийного оформления библиотеки книг, посвященной высоким технологиям. Кроме нас в тендере участвовали несколько других крупных издательств России. Сбербанк четко прописал в брифе свои пожелания по оформлению серии. Компания хотела строгое шрифтовое оформление обложек. В рамках брифа Сбербанка мы предложили несколько вариантов серийного оформления.
Один из вариантов шрифтового оформления
Но так как это был не обычный заказ, а тендер, мы решили укрепить свои позиции, предложив дополнительные, на наш взгляд, более подходящие для книжной серии варианты с графическими образами.
Один из дополнительных вариантов оформления серии
Наша инициатива оправдала себя. Сбербанк пересмотрел свое видение продукта и принял варианты, которые были предложены ему как бонус. Тендер был выигран.
Сегодня — это неравномерно распределенное завтра
В культуре, как и в естественной природе, нет ничего неизменного. Меняются климат, политические режимы, времена года, театральный репертуар, форма облаков, настроение, звезды загораются и гаснут, брюки клеш снова в моде.
Как и любой язык, визуальная культура функционирует по принципу живого. Процесс непрерывной репликации подтверждает ее жизнеспособность и востребованность. Одни циклы сменяют другие. Но эволюция всегда допускает сбои, ошибки, мутации, которые иногда приводят к гибели, а иногда к новой и более совершенной форме развития. В определенном смысле, культура, которую мы знаем сегодня, — результат естественного отбора, который никогда не закончен.
Именно поэтому привычный нам сегодня визуальный язык совсем скоро изменится в самую неожиданную сторону и примет форму, на которую раньше мы, возможно, даже не обратили бы внимания.
Новые направления визуального языка, на которые рано или поздно обратит внимание рынок, всегда существуют и формируются в субкультурных нишах. Неискаженный токсичным маркетингом и капризами потребителя чистый органический продукт творческих идей всегда стоит у нас за спиной.
Примеры современного графического дизайна из открытого источника: pinterest.ru