Бизнесхак
Ожидания меняют реальность, или Как получать из ситуации максимум
13 февраля 3 366 просмотров
Бизнесхак
Ожидания меняют реальность, или Как получать из ситуации максимум
13 февраля 3 366 просмотров

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Вспомните, о чем вы подумали, когда впервые встретились со своим близким другом? Сомневаюсь, что у вас были мысли: «Вау! Да этот человек определенно должен стать моим другом!». В мире мало вещей настолько же обманчивых, как первое впечатление.

Первая встреча, собеседование, знакомство с будущим инвестором — в любом новом общении мы неизбежно сталкиваемся с эффектом Пигмалиона.

Сложности первой встречи

Когда знакомятся два человека, допустим, Никита и Роман, их несколько больше, чем просто два человека.

Во время общения вступают еще «дополнительные личности»:

  • реальный Никита;
  • представление Никиты о самом себе;
  • представление Романа о Никите;
  • реальный Роман;
  • представление Романа о самом себе;
  • представление Никиты о Романе.

Задача: как познакомиться реальному Никите с реальным Романом?


Источник

Эффект Пигмалиона

Антон Павлович Чехов написал: «В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём признакам».

Все эти «дополнительные личности» могут быть ложными. Но самое противоречивое — это представление ребят друг о друге.

Все становится сложнее, если Никиту с Романом знакомит третий человек.

Представьте, я хочу познакомить ребят и говорю Роману, что Никита не самый дружелюбный, даже немного холодный в общении. Роман, услышав это, во время знакомства будет вести себя сдержанно, возможно, сведет общение к минимуму. Никита, в ответ на игнорирование, закроется и начнет вести себя холодно. Так он своим поведением только подтвердит ожидания Романа.

И неважно, что Никита — самый дружелюбный и приятный в общении человек. Мои неверные слова подействовали на Романа и запустили эффект. Он похож на самоисполняющееся пророчество и называется «эффект Пигмалиона».

Цепочка действия выглядит так:

  1. Неверное убеждение субъекта А о субъекте Б.
  2. Поведение субъекта А соответствует этому убеждению.
  3. Субъект Б начинает действовать в соответствии с поведением субъекта А.
  4. Цепочка замкнулась.

Вы всегда получаете то, на что рассчитываете. Ожидания оправдываются. Хотели замкнутого собеседника — он таким и будет.

Вот классический пример этого эффекта. В начале года учителю сообщили имена учеников, чьи интеллектуальные способности выше среднего. На самом деле, имена ребят выбрали случайным образом, они ничем не отличались от остальных в классе.

В конце учебного года именно эти ученики показали значительные успехи по сравнению с остальными. Это произошло благодаря ожиданиям учителей и их особенному отношению.

Эффект Пигмалиона относится не только к межличностным отношениям. Например, лживые слухи о банкротстве банка приводят к тому, что клиенты в страхе начнут стремительно снимать свои сбережения со счетов. В итоге у банка не останется денег и он действительно обанкротится.


Источник

Как обратить его в свою пользу

Теперь превращаем врага в друга.

Суть эффекта в неверных ожиданиях. Скажите человеку, что ничего от него не ждете, всеми поступками показывайте это. Не допускайте никакой веры в этого человека. И однажды он обязательно оправдает эти ожидания. Он ничего для вас не сделает.

Смотрите, какой порочный круг возникает, если руководитель не верит в своих подчиненных. Он не ждет от команды каких-то свершений, мало хвалит, много критикует. Дает несложные и неинтересные задачи. Такая команда вряд ли сделает больше, чем от них ждут. И чем меньше и хуже они делают свою работу, тем меньше руководитель от них ждет.

И наоборот, ваши надежды помогут другим стать лучше.

Эрнест Хемингуэй писал: «Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше». Никогда не говорите коллеге, другу, партнеру или подчиненному, что у него ничего не получится. Поверьте в него и поддержите, даже если он немного не дотягивает до нужного уровня. Ваши ожидания способны изменить реальность.

Источник обложки

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи