Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Визуальная грамотность, или Учимся смотреть на мир глазами Шерлока Холмса
3 февраля 2020 4 265 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

О чем говорят произведения искусства? Как научиться замечать детали, непримечательные на первый взгляд? Что пытается донести до нас дизайн предметов, шрифтов? Культовая книга американского дизайнера Джорджа Нельсона «Как видеть» рассказывает, как научиться «читать» мир.

Что такое визуальная грамотность



Как видеть

Под «грамотностью» мы понимаем умение читать, расшифровывать написанные сообщения. Если же мы связываем понятие грамотности с визуальной информацией, то нам, по всей видимости, необходимо обсудить способность человека считывать невербальные сообщения. Но что же это такое — невербальное сообщение?

На самом деле мы сталкиваемся с такими сообщениями куда чаще, чем можем себе представить.

Считается, что красная тряпка — отличное средство для того, чтобы привести в бешенство быка. Когда мы едем по дорогому жилому кварталу, то получаем молчаливые сигналы о доходе проживающей здесь семьи, социальном статусе этих людей, их классовых предпочтениях и так далее. «Язык тела» рассматривается как целая система беззвучного обмена информацией. Улыбка и нахмуренные брови в любой точке земного шара означают одно и то же. Определенной визуальной грамотности можно ожидать от художников, дизайнеров, архитекторов и других людей, по профессии связанных с формой и цветом.

Гений Шерлока Холмса

В англоязычной культуре главный классик считывания визуальных подсказок — это, вне всяких сомнений, Шерлок Холмс. Он может мельком взглянуть на принадлежащие доктору Ватсону часы — и рассказать грустную историю искалеченной алкоголизмом жизни брата доктора. Он может посмотреть на незнакомца, переминающегося с ноги на ногу у входа в квартиру на Бейкер-стрит, и сделать вывод, что этот человек по профессии врач и недавно из-за ранения закончил службу в армии, которую проходил в Афганистане. Ватсон же идеально исполняет роль наивного помощника — он не устает восхищаться успехами своего друга в расшифровке визуальных знаков, каждый раз давая тому возможность разложить все по полочкам.


О чем говорят ваши часы? Источник

Холмс посмотрит на пепел, оставленный на месте преступления, и по нему распознает марку сигарет — для него это не просто пепел. Другими словами, его видение работает в комплексе с огромным запасом специальных знаний: он изучает химию, прекрасно разбирается в ядах, у него имеется целый архив криминальных сводок, он читает все газеты и знает, кому принадлежало любое из украденных сокровищ. Когда он демонстрирует «видение», не доступное доктору Ватсону, он делает это при помощи колоссальной базы данных — своей памяти. Все мы видим через призму своих знаний, хотя мало кто находится в одной лиге с бессмертным персонажем Конан Дойла.

Дизайн продукта

Общее правило гласит, что нам нравятся лишь объекты, облик которых нам знаком, а неизвестного мы в большинстве случаев сторонимся. Эту истину очень хорошо знают руководители компаний, и в результате продукты на рынке выглядят, как правило, почти одинаково, будь то автомобили, домашняя мебель или стереоприемники. Более того, чем хуже человек образован, тем с большей вероятностью он будет шарахаться от всего нового и неизвестного. Причина проста: образованный человек знаком с большим количеством различных объектов, а значит, он более гибко реагирует на явления окружающего мира. По тем же причинам дизайн продукта в массовых рыночных сегментах чаще остается консервативным.

Как заметил работающий в Национальной галерее доктор Джошуа Тейлор, видеть — значит думать. Думать — значит составлять воедино и приводить в порядок случайные частички индивидуального опыта. Видение — не уникальный божественный дар, а учебная дисциплина. Это значит, ему можно научиться. В книге «Как видеть» приводятся упражнения, которые развивают этот навык. Вот некоторые из них.

Упражнение «визуальная зоркость»

Ищите вокруг мягкое и твердое и отмечайте возникающие между этими двумя свойствами контрасты. Отмечая мягкость и твердость предметов, мы невольно начинаем смотреть на них по-новому.

И вот мы вдруг замечаем: мягкие губы и твердые зубы; мягкий флаг и твердые здания и так далее. Мы обращаем внимание на превращения: дирижабль и укрывающая посевы пленка — мягкие, пока не надуваются от давления воздуха или газа. Сделанная из литого железа крышка люка когда-то была жидкой, а после того, как металл вылили в форму, он застыл и затвердел. Поролоновое кресло из жидкого превращается в мягкое.


Иллюстрация из книги

Упражнение «Найти несостыковки»

Дизайн — прежде всего процесс: он начинается с потребности

или проблемы, а в итоге получается дизайн вещи. Основные правила достаточно просты: спроектированная вещь должна выполнять свою основную функцию. Мы используем цветы в декоративных целях, но цветущее растение — сложный организм. Ему необходимо поглощать солнечную энергию и через корневую систему всасывать питательные вещества. Нужно привлекать насекомых, без которых невозможно перекрестное опыление, и выращивать семена после того, как цветок сделал свое дело. Если мы внимательно посмотрим на цветущее растение и исследуем его строение, то поймем, что его внешний вид полностью соответствует его предназначению.

И это лучшее определение удачно выполненного дизайна. Ручка выглядит так, как будто сама может писать, воздушный змей выглядит так, как будто он может летать. Вещь, внешний вид которой не соответствует выполняемым функциям, — например, цветной телевизор в кабинете, интерьер которого стилизован под один из замков Луары, — это несмешная шутка; такой объект демонстрирует только безграмотность его владельца и жадность производителя.

Оглянитесь вокруг себя и найдите примеры удачного и неудачного дизайна. Что категорически не вписывается в интерьер?


Иллюстрация из книги

Ищите геометрические формы

Поиск геометрических форм вокруг нас — еще один вид приятного глазу упражнения. Например, совсем не трудно найти круги: пивные банки, покрышки, канализационные люки, глаза, кнопки, цветы, годичные кольца деревьев, фонари светофора, дверные ручки — этот список можно продолжать довольно долго без особых усилий. Не ограничивайтесь простыми формами. Помимо кругов, прямоугольников, квадратов, найдите спирали, узоры, следы и так далее.


Иллюстрация из книги

В книге «Как видеть» вы найдете еще больше идей, как научиться смотреть на мир глазами дизайнера и визуально образованного человека.

На обложке — кадр из сериала «Шерлок»

Похожие статьи