Баланс — это его поиск. Возможно, такое определение будет ближе всего к истине, ведь путь к гармонии бесконечен. Скоро на работу, и внутри с новой силой вспыхнет борьба между работой и личной жизнью. Надеемся, наши советы помогут вам быть эффективным и при этом счастливым.
В книге «Правила жизни и бизнеса» Игорь Манн делится своим видением баланса и рассказывает, каких принципов он придерживается, пытаясь совместить несовместимое.
Научиться говорить «нет» — самый простой способ обрести баланс
Есть ложь, наглая ложь и есть фраза «у меня прекрасный баланс между работой и семьей».
Соотношение «семья — работа» можно сбалансировать по процессу, но не по результату (знаю, фраза получилась сложной — но постарайтесь вникнуть в суть).
Карьерист по жизни не сможет стать семьянином.
Семьянин по жизни не станет карьеристом. Я уважаю сотрудника, который в формуле «семья — работа» выбирает семью, — но знаю точно: хорошую карьеру ему не сделать.
Дисбаланс тут гарантирован. Начинаешь работать больше — трещит семья. Начинаешь устраивать се- мейную жизнь — трещит бизнес.
Женщинам и тем, кто работает удаленно, найти баланс «семья — работа» в разы сложнее. А попробуйте теперь представить трудности, которые испытывает женщина, работающая из домашнего офиса…
Золотая середина баланса «семья — работа» у каждого своя.
Я люблю интересоваться секретами баланса «семья — работа» у успешных людей. Чего только не услышишь…
Когда люди говорят: «У меня чудесный баланс между работой и семьей…» — я слышу: «Вот бы мне иметь баланс между семьей и работой…»
Проще «замять» дисбаланс с семьей, чем с бизнесом.
Как сбалансировать отношения с семьей? Договориться с половинкой. Извиняться. Компенсировать подарками (да, читай: «откупиться», «загладить вину»). Проводить больше времени с половинкой, детьми, не забывать родителей. Выходные — для семьи по максимуму.
А как вы проводите новогодние праздники? Источник
Не можете взять количеством времени? Сделайте упор на качество (потребуются деньги).
Как сбалансировать отношения с работой? Работать максимально эффективно, чтобы уложиться в минимум часов переработки. Не брать работу домой («ха-ха-ха» для сотрудников умственного труда). Не думать о работе дома. Качественно проводить время с семьей. Звучит просто. Получается редко.
Самый простой способ для баланса «семья — работа» — научиться говорить «нет». Замечательный навык.
Вы сами выбираете: больше работы или больше семьи. В течение вашей жизни на это решение будут влиять многие люди и факторы — но выбор за вами.
Я уверен: семья должна быть в приоритете. Потерять работу — беда. Потерять семью — жену/мужа, детей… — трагедия.
Ритуал, который поможет разграничить работу и личную жизнь
Питер Брегман, автор книги «Эмоциональная смелость», считает, что истинная уверенность в себе появляется в том числе благодаря поддержанию баланса между работой и личной жизнью. К сожалению, из-за стремления вычеркнуть как можно больше пунктов из списка дел, многих постоянно сносит в привычный океан задач. Наши слабости растут на неограниченном доступе к рабочему потоку. Это старая история: мы думали, что технологии — ноутбуки, смартфоны, электронная почта — помогут нам вырваться из офиса, но вышло наоборот. Теперь офис не может оторваться от нас. Мы утратили границы. Раньше пространство было разделено физически: уходя из офиса, вы оставляли работу за дверью. Сейчас таких границ нет. Нам нужны новые границы.
«Я понял, что мне нужен ритуал, который символизировал бы разграничение работы и всего остального, — пишет Питер. — Способ сохранить себя даже в ситуации аврала и стать тем, кем я хочу быть.
Для обозначения начала рабочего дня я зажигаю свечу и произношу короткую молитву, в которой прошу меня направить и дать силы поступать правильно. В конце я вновь зажигаю свечу и, вспоминая прошедший день, произношу благодарственную молитву.
Ритуалом может быть что угодно. Источник
Я не начинаю отсчет рабочего времени, пока дети не уйдут в школу, а после того, как он закончен, я не прикоснусь к работе до момента, когда зажгу свечу на следующее утро. Если вы отправили мне электронное письмо после того, как я произнес благодарственную молитву, я получу его только после того, как произнесу молитву следующим утром».
Если вы тоже хотите попробовать этот прием, Питер советует соблюдать ритуал с религиозной серьезностью, хотя он не обязательно должен быть религиозным. Это может быть фраза, которую вы себе говорите, песня, которую слушаете, время, когда делаете записи в личном дневнике, медитация, знак на листе бумаги, предмет, который вы перемещаете на другое место. Словом, что угодно, что для вас знаменует отделение работы от всего остального.
После завершающего работу ритуала вы действительно больше не должны возвращаться к ней. Пусть ваши компьютер и телефон полежат в сторонке, пока вы занимаетесь личными делами. У такого подхода есть важное преимущество: когда на следующее утро вы принимаетесь за работу, вы чувствуете, что полны энергии, ваша результативность растет, поскольку вы знаете, что в какой-то момент вам придется перестать работать. И вы проявляете творческий подход, внедряя идеи, которые почерпнули из других областей.
Система блоков
Прийти к балансу поможет правильно составленный график. Например, будний день вы можете разбить на четыре блока. Каждый блок состоит из трех «полезных» часов и часа условного безделья. Два блока — для рабочих задач, один — для личного развития, один — для отношений.
Конечно, такой распорядок вряд ли удастся соблюдать каждый будний день. Тем не менее общая структура помогает поддерживать баланс между карьерой, личным развитием и формированием крепких отношений.
Подробнее о системе блоков вы можете прочитать в книге «Просто космос», а пока составьте расписание вашей идеальной недели. Внесите в него все регулярные дела. Пример из книги:
• по вторникам и четвергам с 20:00 до 21:00 занимаюсь пилатесом;
• по понедельникам с 10:00 до 10:30 составляю план рабочих встреч с командой;
• по субботам в 20:00 созваниваюсь с родителями.
Не забудьте включить в ваш график время для отдыха и «бесполезных» занятий. Запланируйте полчаса на ничегонеделание в Facebook, Instagram, просмотр сериалов. Так будет значительно легче придерживаться «продуктивной диеты» и не «срываться» на соцсети в течение рабочего дня.
Запланируйте все, даже сидение в соцсетях. Источник
Выполнение этого задания займет не больше 15–20 минут, но поможет расставить границы между работой и отдыхом, заложить фундамент структуры, на основании которой будет проще принимать решения, что и когда делать. Кроме того, исследования показывают, что ощущение контроля над расписанием — это фактор номер один для того, чтобы избежать выгорания. Попробуйте!
Интеграция вместо баланса
Консультант по повышению продуктивности Нин Джеймс не верит в баланс между профессиональной и частной жизнью. Многие пытаются достичь мифического равновесия, но ведь это все равно что гоняться за единорогом, которого не существует. Рабочие и личные дела нельзя положить на весы и ждать, пока обе чаши замрут на одной линии. В книге «Внимание самому важному» Нин предлагает другой подход — интеграцию.
Внимание самому важному
В чем же разница? Интеграция предполагает, что обстановка, эмоциональный настрой и ожидания зависят только от вас. И ваша цель здесь — создание подходящих условий и распорядка. Например, по пятницам вы работаете дома, посвятив это время завершению стратегически важных проектов.
Интеграция также означает власть над собственным эмоциональным состоянием. В офисе не нужно терзаться чувством вины перед семьей, а дома не стоит мучиться угрызениями совести по поводу работы. Это бремя несут многие руководители. Задерживаясь, они мечтают поскорее попасть домой и чувствуют вину перед близкими, ради которых и трудятся столь усердно. Отдыхая же в кругу семьи, они никак не могут забыть, что в рабочем ящике копятся письма, на которые нужно срочно ответить.
Наконец, интеграция профессиональной и частной сторон жизни предполагает контроль ожиданий — своих и чужих . Но здесь нет готовых рецептов, поскольку в каждом случае решение зависит от вас, от ступени вашей карьеры и прочих обстоятельств. В отличие от мифического равновесия, интеграция двух сфер вполне возможна, и вы можете попробовать ее внедрить.
По материалам книг «Правила жизни и бизнеса», «Эмоциональная смелость», «Просто космос», «Внимание самому важному»
Обложка поста: unsplash.com