Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng
В своей компании ты менеджер-рок-звезда, превращающий все в «золото» и достигаешь крутых результатов во всем, к чему прикасаешься? На самом деле, это не значит, что так будет всегда и везде. И понял это я на собственном опыте. Установка «я круче всех» —— опасная ловушка, которая способна испортить жизнь и ее обладателю, и компании, которая нанимает такую звезду. Но обо всем по порядку.
Как я стал «самым классным»
В середине обучения в университете я пришел в крупную образовательную компанию. Сначала я работал там ассистентом администратора учебного центра, регистрировал посетителей и выполнял рутинную работу. Карьерный рост был стремительным. Уже через несколько месяцев я возглавлял небольшую команду коллег, а еще через год с небольшим, сделав паузу в обучении в университете на год, — поехал развивать филиал компании в Екатеринбурге, еще через два с половиной года —— руководил всеми региональными филиалами.
Но тот период был сложным для меня, тогда я, наконец, понял, почему менеджеры поступают так, а не иначе. Когда от твоих решений зависит финансовое состояние сотен людей все становится не таким простым, как раньше. Поэтому нужно было учиться принимать правильные решения, идти на компромиссы и совершать огромное количество ошибок.
К 27 годам я руководил 24 образовательными центрами компании в 9 городах с численностью персонала под 600 человек и еще поддержкой франчайзинговой сети в 12 городах, а главное —— укрепился в мысли, что я —— супер. Считал, что знаю, какие решения нужно принимать и что работаю лучше, чем другие руководители компании. Ну а потом начал открыто говорить об этом на общих встречах, искренне считая, что никто не лучше нашей команды, и что корректные решения в компании принимаем только мы. Несмотря на то, что атмосфера накалялась, возразить мне никто ничего не мог: поставленные задачи выполнялись точно и в срок.
Постепенно уровень негатива в компании ощутимо возрос. Тогда я считал, что у меня есть суперкоманда, которая действительно укрепляла компанию, а все остальные подразделения только впустую тратили деньги, совершая ошибку за ошибкой. Затем я начал расходиться с владельцами бизнеса во мнении о том, каким должно быть будущее компании. Появилось чувство, что система распределения заслуг, не только материальных, была несправедлива.
В это время я познакомился с ребятами из Skyeng и мы начали общение, которое продлилось около полугода. Я проникся культурой компании и, сделав небольшую паузу, полон решимости, перешел на новое место работы. С абсолютной уверенностью, что сейчас покажу, как нужно строить бизнес и научу этому всех.
Как я понял, что ошибался на свой счет
Первая же публичная встреча для десятка сотрудников через несколько недель после начала работы серьезно пообломала мне крылья. Я понял, что либо ты объяснишь, почему делать нужно именно так, либо никто ничего выполнять не будет. Это демократичный стиль управления: мне нужно было доказывать свои гипотезы и решения цифрами.
Вокруг меня было много умных людей. Теперь нужно было прилагать значительные усилия, чтобы понять, что происходит, и куда более значительные, чтобы появился хоть какой-то результат. И каждому здесь нужно постоянно адаптироваться и учиться.
Даже после двух лет работы ко мне иногда приходит ощущение, что я не соответствую. В такие моменты переживания достаточно болезненные и особенно, если ты никогда подобного не испытывал. Если бы с самой первой встречи меня не спустили на землю, думаю, что потом пришлось бы падать еще больнее.
Главные правила, или Что делать, чтобы не забронзоветь?
1. Из своего опыта я могу дать самый главный совет тем, кто считает себя «суперзвездой» —— пора начинать упорно трудиться, о вас будут судить по профессиональным достижениям. Слишком много я знаю топ-менеджеров, которые были красавчиками на одной работе и ничего не могли добиться на другой.
2. Помимо того, чтобы быть способным человеком, огромным фактором успеха является Команда (обязательно с большой буквы). Один в поле не воин, и глупо было бы думать, что человек способен осилить любую задачу в одиночку. Не бойтесь нанимать людей сильнее себя. Да, это чертовски трудно, но вам по силам это преодолеть и в конечном счете выиграют все.
3. Обязательно просите фидбэк! Научитесь воспринимать его не как критику, а как точки для своего роста. Не стоит злоупотреблять этим, но игнорировать — подобно профессиональной смерти. Анализируйте эти точки роста и развивайте их.
4. Никогда не пытайтесь работать по старым шаблонам, адаптируйтесь и ищите новые пути. Нет двух компаний, похожих друг на друга настолько, что сгодится одна модель работы. А потому вам нужно быть готовыми принимать новые, нестандартные решения для, казалось бы, знакомых проблем. Тестируйте, ищите, пробуйте сами и будьте готовы взять все риски на себя. Заводите знакомства, обменивайтесь опытом с коллегами, Командой и адаптируйте лучшие практики из любых сфер под свой бизнес.
За последние два года я очень сильно изменился и многому научился. И теперь стал менее самовлюбленным и напыщенным, успеваю в разы больше, чем на прежнем месте. Всегда нужно смотреть на лучших, учиться у них, не стесняться просить совета и постоянно развиваться. Но если ты считаешь, что уже крут, что ты суперзвезда в том, что делаешь, и знаешь все, что можно знать, то, поверь: скорее всего, ты либо не в том месте, либо взял на себя меньше, чем мог бы унести на самом деле.