Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Древнекитайский философский текст как пособие по бизнесу: учимся слушать себя и задавать правильные вопросы
3 декабря 2019 2 620 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

В мире бизнес-книг можно найти все, что угодно, — от советов великих бизнесменов до описания самых впечатляющих неудач в делах. Среди авторов встречаются гении, усердные труженики, а также шарлатаны и мошенники. К тому же с годами в деловой литературе могут меняться основные тенденции.

Как сориентироваться в этом многообразии? Наша новинка «Классика бизнеса» — палочка-выручалочка для всех предпринимателей. Здесь собрано все лучшее и качественное из главных бизнес-книг (хотя менеджерские учебники сомнительного толка тоже упомянуты), изданных в истории человечества, и даны экспертные рекомендации. Мы же публикуем рассказ о совсем неожиданной книге в этом ряду — тем будет интереснее, поехали!

И цзин. Книга перемен



Классика бизнеса

«И цзин» — это древнекитайский текст, который оформлялся постепенно в течение X–IV веков до н. э. Изначально книга почти наверняка предназначалась для гадания, ее и сейчас часто используют для этого. Однако в даосизме и конфуцианстве ее столь же часто используют в качестве морального руководства для принятия решений.

Может показаться, что уж эту-то книгу странно предлагать в качестве классики бизнес-литературы. По сути, это сборник коротких текстов, из которых вы выбираете отрывок случайным образом. (Изначально бросали высушенные стебли тысячелистника, сейчас используют монеты или кубики.)

Жребий отсылает к одной из шестидесяти четырех гексаграмм, каждая из которых предлагает поэтическое описание предмета — к примеру, «конфликта», «энтузиазма» или «невинности», а также дает некоторое истолкование и отдельные добавления к основному тексту. Советы этой книги часто кажутся архаичными или непонятными: они адресовались древним правителям, решавшим проблемы голода и изобилия, войны и мира.

При правильном использовании, однако, «Книга перемен» может принести удивительные откровения.

В первую очередь нужно обдумать вопрос. Удивительно, как часто мы забываем задать нужные вопросы. Как легко увлечься составлением квартальных прогнозов, отчетов о продажах за прошлый год и попытками решить текущие задачи, при этом позабыв о среднесрочных и долгосрочных целях, которые в конечном счете имеют гораздо большее значение и для человека, и для компании.

Поэтому отступить и подумать над тем, какие вопросы нужно задать, — хороший способ окинуть более пристальным взором свою работу или бизнес.

Вторая причина, по которой «И цзин» может принести пользу, — она помогает понять, что мы на самом деле чувствуем. Допустим, я задаю вопрос: «Что мне сделать, чтобы мой бизнес вырос в ближайшие три года?» — и получаю в ответ случайно выбранную гексаграмму «необходимость ждать». Затем я читаю призыв к терпению, содержащий следующие строки:

«Дождь пойдет в свое время. Мы не можем заставить его пойти; нужно ожидать, пока это случится. Идея ожидания подчеркивается атрибутами двух триграмм: сила внутри, опасность впереди. Сила перед лицом опасности не бросается вперед, но выжидает время, в то время как слабость перед лицом опасности приходит в возбуждение и не имеет терпения подождать… сильный человек может смотреть в лицо судьбе, ибо его внутренняя безопасность позволяет ему дождаться конца. Эта сила показывает себя в постоянной правдивости [перед самим собой]. Только если мы имеем мужество видеть вещи такими, как они есть, без какого-либо самообмана или иллюзий, мы сможем пролить свет на события и обнаружить путь к успеху».

Этот совет очень важен и сам по себе. Но существенно и то, как я на него реагирую: возможно, текст будет соответствовать моей ситуации, так что я осознаю собственную нетерпеливость перед лицом препятствий. С другой стороны, я могу отреагировать с раздражением, считая, что именно сейчас настал тот момент, когда следует бесстрашно двигаться по избранному верному пути.

Так или иначе, выбрав случайный текст для чтения, я буду вынужден поразмыслить о том, каковы мои истинные чувства по отношению к вопросу, который я задал.

Очевидно, что, если бы текст был создан полностью случайно, он бы не работал. В «Книге перемен» множество мудрых мыслей о поведении человека, лидерстве, судьбе и уважении. Например, гексаграмма «недоразвитость» дает ценные советы относительно осознания собственных ограничений и стремления учиться у людей более опытных. А текст гексаграммы «приближение», приведенный ниже, содержит прекрасные рекомендации для любого менеджера, который хочет извлечь максимум из собственной команды:

«Нужно объединиться с другими, дополнять друг друга и помогать. Но это приближение требует центральной фигуры, вокруг которой могут объединиться другие. Быть центром влияния, удерживать людей вместе очень сложно и требует большой ответственности. Нужно величие духа, постоянство и сила. Таким образом, пусть тот, кто хочет объединить других вокруг себя, задастся вопросом, по плечу ли ему это предприятие: ведь любой, кто стремится к этому без истинного призвания, породит лишь хаос, который будет еще больше, чем если бы никакого объединения не произошло».

«И цзин» полна интересных наблюдений за самыми основами человеческой натуры — главное, не использовать книгу для суеверного предсказания будущего. Нужно понять, что лучший способ работы с «Книгой перемен» — заставлять себя задавать нужные вопросы и как следует обдумывать свою реакцию на ответы. Тогда «И цзин» может стать полезным инструментом.

Подготовлено по книге «Классика бизнеса».

Картинки: pixabay

Похожие статьи