Формула менеджмента
Как вести себя в кризис: советы от Джона Чемберса
23 ноября 2019 2 978 просмотров
Формула менеджмента
Как вести себя в кризис: советы от Джона Чемберса
23 ноября 2019 2 978 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Все мы сталкиваемся в жизни со множеством кризисов. Порой личный переломный период или проблемы в бизнесе причиняют невыносимую боль. Вы можете чувствовать себя повергнутым, растерянным и подавленным и не знать, что делать. От того, насколько быстро вы придете в себя и преодолеете кризис, зависит, сломает он вас или сделает сильнее. У большинства проблем не бывает простых решений, а порой решения нет совсем.

По утверждению Джона Чемберса, руководителя Cisco, крупнейшей корпорации в мире, успешные лидеры — это скорее продукт неудач и умения с ними справляться, чем побед. Как же вести себя в кризис? Публикуем несколько советов из книги Чемберса «Соединяя точки».

Спокойствие, только спокойствие



Соединяя точки

Одна из самых больших ошибок, которую все — как бизнес-лидеры, так и обычные люди — совершают, состоит в том, что каждый кризис воспринимается слишком лично. Столкнувшись с внезапными изменениями в судьбе, мы ставим себя в центр событий. Раз они происходят с нами, значит, мы должны иметь к нам непосредственное отношение. Эти мысли вызывают целую гамму эмоций, от гнева и отрицания до отчаянного стремления что-либо предпринять, чтобы все изменить.

Но негодование, уход от реальности и импульсивные действия редко приводят к благоприятному исходу. Тем не менее большинство людей не осознают, что реагируют именно так. Одни с двойным усердием применяют бизнес-модель, эффективную в прошлом, не выяснив, работает ли она до сих пор. Другие начинают все уничтожать: увольнять сотрудников, менять команду руководителей, закрывать новые проекты, отказываться от услуг поставщиков, переезжать на новое место и разрушать бизнес только потому, что настали трудные времена или что-то пошло не так.

Ситуация изменилась, и, по их мнению, им тоже нужно меняться.

Такой инстинктивный порыв может быть ошибочным. В разгар кризиса прежде всего следует сохранять спокойствие и объективно оценить происходящее. В случае кризиса вы подобно врачу пытаетесь диагностировать болезнь по случайной совокупности симптомов. Вопрос не в том, ощущаете ли вы нечто вроде состояния дзен, — важны ваше поведение и образ мыслей. Если вы сохраняете спокойствие, люди вокруг вас менее склонны паниковать, а обстоятельства с меньшей вероятностью выйдут из-под контроля.

Самообладание помогает выйти за пределы собственного «я» и тщательно проанализировать положение вещей, чтобы понять масштаб и размах проблемы, прежде чем что-либо предпринимать.

Клиенты

Очень важно держать связь с клиентами. Делиться с ними проблемами, когда от их уверенности в вас зависят ваши продажи, поначалу кажется нелогичным поступком. На самом деле это не так.

Кризис — не повод не контактировать с теми, кто покупает ваши продукты.

Эти люди — ваш лучший источник при выявлении любых глубинных проблем в компании и на рынке. Если кризис вызвали факторы, находящиеся вне вашего контроля, клиенты первыми почувствуют это. Ведь они всегда на передовой, поэтому имеют больше шансов раньше вас заметить сдвиги на рынке или в конкурентной среде.

Каким бы мучительным ни казался вам разговор с клиентами, если уж у вас возникли трудности или вы допустили ошибку, за пределами вашей компании именно они способны обнаружить проблемы и найти их решение. Точка зрения клиентов и их стратегия повлияет на то, что вы предпримете. Кроме того, клиентам необходимо получить информацию от вас. В случае серьезного кризиса они почувствуют его приближение или услышат о нем от других, теряясь в догадках по поводу того, сможете ли вы и впредь обеспечивать их потребности.

Если сразу же спокойно объяснить им, что происходит, клиенты помогут вам обнаружить и решить проблемы. Это даже может способствовать укреплению отношений.

Коллеги

Другая группа людей, которым следует уделять приоритетное внимание во время кризиса, — коллеги. Неважно, сотрудники это или партнеры по проекту, в разгар трудностей вы должны как можно чаще с ними общаться. Как и клиенты, они также могут предоставить ценную информацию о происшедшем и ответных мерах. Как бы вам ни хотелось сосредоточиться на своей команде или отделе, лучшие идеи часто поступают от людей из менее знакомых вам областей деятельности.

Поэтому объединение в команду инженеров и маркетологов может оказаться весьма эффективным шагом.

К тому же команды руководителей с разноплановым составом не только быстрее обнаруживают проблемы, но и обеспечивают повышение итоговых показателей. Если вы вынуждены приводить в порядок весь этот хаос, всегда оставайтесь на виду. Даже если в текущий момент вы не можете поделиться информацией, не исчезайте, иначе пауза в ваше отсутствие заполнится сомнениями, а мельница сплетен породит слухи, которые только все усугубят. Даже в щекотливых ситуациях старайтесь максимально информировать членов команды, чтобы они имели возможность поделиться своими идеями и обратной связью.

Сложнее всего в любом кризисе вернуть доверие.

Найти причину

Главная цель общения с клиентами, сотрудниками и другими заинтересованными лицами — понять глубинные причины кризиса и соответственно на них отреагировать:

1) Если ваши действия стали одной из причин неблагоприятного развития событий, нужно понять это, признать свою роль и быстро все исправить.

2) Если трудности обусловлены спадом на рынке, политическим кризисом или другими внешними факторами, то последнее, что вы должны делать, — поддавшись панике, поспешно менять стратегию.

В случае кризиса вы должны реалистично оценить, в какой степени он обусловлен внутренними причинами, а в какой — внешними. Если накануне рыночного спада у вас была правильная стратегия и правильное видение того, куда движется рынок, не следует думать, что теперь это не соответствует действительности.

Подготовлено по книге «Соединяя точки».

Изображения: unsplash.com.

Похожие статьи