Нам нравится думать, что мы существа рациональные и все, что нам нужно, — цифры и логика. Истина, однако, совсем в другом. Конечно, факты и цифры могут захватить наш мозг, но они не в силах пленить наше сердце. Мы можем согласиться на предложение, потому что его логика кажется нам безупречной, но вдохновляет ли она нас? Нечасто. Напротив, когда нас волнует какое-то явление или движение, заставляет почувствовать свою ценность, мы следуем за ним очертя голову — к черту логику!
Поэтому, если вы хотите вдохновить команду, лучше всего увлечь их интересной историей. Как только они откроются вашим идеям и смогут представить себя частью вашего видения, подкрепите рассказ цифрами и фактами. Зачем нужны истории в бизнесе, читаем в книге «Принципы лидера».
Принципы лидера
За мечтой
Если вы ведете команду в неизведанном направлении, фактов и цифр может не оказаться вовсе. Все, что у вас имеется, — это план. Когда вы создаете новаторский продукт, новый образовательный механизм или запускаете исследовательскую программу, количественных данных, которыми вы можете поделиться, попросту нет.
Зато у вас есть мечта!
Превратив ее (для начала) в убедительную яркую историю, вы сможете привлечь тех, кто захочет разделить с вами эту мечту и присоединиться к вашей команде. Они понимают, насколько велика вероятность неудачи, и знают, что на первых порах придется много работать без особых результатов, хотя в другом месте им было бы проще, но они хотят быть частью проекта — частью чего-то большего, более важного, чем каждый из них в одиночку. И если эти люди проникнутся к вам доверием, то последуют за вами в новые, неизведанные земли.
Учитесь покорять сердца и захватывать воображение людей. Раскрывайте свое видение так, чтобы никто не устоял. С историй начинается множество великих свершений — от общественных движений до технологических прорывов.
Истории в мире бизнеса
В крупных компаниях, демонстрирующих устойчивый рост и известных постоянными инновациями, есть свой корпус мифов и легенд. Эти истории — например, о Дэвиде Паккарде, наградившем продакт-менеджера, который справедливо проигнорировал его приказ отказаться от создания нового продукта, — позволяют сотрудникам ощутить преемственность, уникальность и общность, помогая новичкам быстро приобщиться к корпоративной культуре.
Когда нужно реагировать на изменения, такие организации действуют быстро и эффективно, поскольку все сотрудники уже осознают цели компании и разделяют их, а потому без дополнительных указаний знают, как действовать.
Истории важны и для стартапов, ведь они стараются убедить инвесторов, потенциальных сотрудников и будущих клиентов поверить в них. Обычно у команды стартапа еще нет продукта, а порой продукты, которые он предлагает (например, социальная сеть или приложение для телефона), не обрели материальной формы. Все, что есть у основателей, — это мечта. Что же позволяет им донести свою мечту до потенциальных стейкхолдеров? Истории.
Ищите истории
Откуда берутся все эти истории? Простого ответа нет. Если вы работаете в организации с богатым прошлым, скорее всего, там вы найдете множество подходящих для любого случая примеров. Стартап или молодая компания могут опереться на чужие истории. В Кремниевой долине историями Hewlett-Packard пользовалось множество начинающих фирм, включая Apple. В организациях, специализирующихся на полупроводниках, постоянно рассказывают об основателях Intel: «локомотиве» CEO Эндрю Гроуве, «мозге» Гордоне Муре и всеобщем вдохновителе Бобе Нойсе. Многие громко заявившие о себе стартапы, в том числе Tesla и LinkedIn, черпали вдохновение в историях своих основателей времен PayPal.
При случае делайте краткие записи или просто запоминайте, кто что вам рассказал, чтобы впоследствии обратиться за подробностями. Любой руководитель должен постоянно пополнять свой запас историй, чтобы иметь возможность извлекать их при любом удобном случае, особенно если вас попросят выступить экспромтом.
Практикуйте навыки рассказчика: они вам понадобятся, чтобы «продать» аудитории свое видение того, чего еще не существует. Придайте истории как можно больше правдоподобности, позвольте слушателям пережить ее — и, возможно, вам удастся убедить их присоединиться к вам и менять мир вместе.
Подготовлено по книге «Принципы лидера».
Изображения:pixabay.com