Представляем бизнес-новинку, которую Билл Гейтс назвал «незаменимым руководством для каждого лидера». Это книга «Принципы лидера». Ее автор Джон Хеннесси ― ученый и предприниматель, председатель совета директоров Alphabet (материнская компания Google), президент Стэнфордского университета (2000-2016) и «крестный отец» Кремниевой долины.
Он щедро делится уроками, которые он извлек, пройдя по пути лидерства, сделав головокружительную научную карьеру и состоявшись как предприниматель. Это суровая правда для руководителей каждой отрасли: лидерство не исчерпывается уверенностью в себе и мультипликацией опыта, оно также требует уступчивости, скромности и эмпатии, качеств, которые не свойственны чемпионам.
Командная работа
Принципы лидера
Сотрудничество, работа в команде… обычно ассоциации с великими лидерами у нас иные. Если вы босс, то должны командовать, а не выстраивать партнерские отношения, так ведь? Не для того вы так стремились стать лидером, чтобы делиться властью, правда же? Команда — это те, кто вам подчиняется; сами вы в команду не входите.
На практике лидерство самым тесным образом связано с сотрудничеством и командной работой. Разумеется, некоторые задачи вы можете решить и в одиночку, но к самым главным достижениям приходят командой — не той, которой вы отдаете приказы, но той, в работе которой принимаете активное участие.
Возможно, для вас это не новость. А вот следующее положение, вероятно, станет неожиданным открытием: члены вашей команды — ровня вам, а если судить по вкладу в работу, многие превзойдут вас. Есть немало коллективов, где босс был не просто лидером, но единовластным правителем, вклад которого должен был признаваться выше всех остальных. Это не команда (по крайней мере, не успешная), а мелочная тирания. Наилучшие результаты приносит классическая модель primus inter pares — первый среди равных.
Так происходит по ряду причин: энергия молодости, большая готовность к рискам, знание последних инноваций, антиавторитарное мышление, меньший страх испортить репутацию, свобода от прецедентов. Этот феномен известен и в высокотехнологичных компаниях, и в академической среде. Вот почему организации постоянно стремятся разрушить границы как внутри команды, так и между ними. Уничтожение вертикальных и горизонтальных барьеров позволяет даже аспиранту, младшему специалисту или члену другой команды внести ключевой вклад в проект.
Человеческая природа такова, что люди, обладающие большим опытом и властью, обычно не желают делиться своими полномочиями с младшим коллегой, занимающим более низкое положение в организации. Такое «размывание» власти, однако, более привычно для ученых и инженеров, и тому есть две причины.
Аnnus mirabilis
*Annus mirabilis (лат. год чудес) — выражение, описывающее самые
продуктивные годы деятельности.
Во-первых, в точных, естественных и технических науках часто важные открытия делали совсем молодые люди — вероятно, даже чаще, чем их старшие и более опытные коллеги. Помните, что annus mirabilis* Эйнштейна пришелся на то время, когда ему было всего двадцать шесть.
Пик индивидуальных достижений ученых и инженеров часто приходится на промежуток от 20 до 40 лет, так что большинство ученых старшего поколения понимают, что «дети» способны совершить прорыв, в то время как старейшины могут помочь в работе иным образом — в качестве наставников, руководителей или координаторов.
Во-вторых, науку и технику объединяет возможность количественно измерить их эффективность: силу идеи можно объективно измерить и оценить. Мы тщательно описываем эксперименты, так что, если один из членов команды недоволен результатами или жалуется на недостаточное признание, мы можем легко поднять все доказательства.
Что тут измерять и как? У успеха могут быть «родители», вклад которых подчас вызывает жаркие споры. Неудивительно, что в такой среде процветает иерархия. И босс, и интерн знают свое место, что может очень повредить делу: отличная идея младшего члена команды может остаться незамеченной, если ориентироваться на чины и звания. Жизненно важно создать в организации культуру, поощряющую равные возможности для вклада в работу.
И начинается эта культура с руководителя, то есть с вас. Проявив достаточно скромности, чтобы стать настоящим командным игроком и честно оценивать вклад других, вы заложите основы успеха.
По материалам книги «Принципы лидера».
Изображения: pixabay.com