Стремление вести осмысленную и разнообразную жизнь постоянно заставляет нас выбирать, решая как краткосрочные текущие проблемы («Стоит ли мне вызваться на этот проект?»), так и долгосрочные стратегические вопросы («В чем мне совершенствоваться, чтобы продвинуться по карьерной лестнице?»)
Проблему выбора часто можно сравнить с необходимостью пройти по гимнастическому бревну, пытаясь жонглировать яйцом, хрустальным шаром, кинжалом и множеством других хрупких или опасных предметов.
Чем выше поднимаешься в карьере или жизни, тем больше ответственности и возможностей у тебя появляется. Поэтому в какой-то момент придется от чего-то отказаться, чтобы сохранить равновесие. Главное — осознанно решить, от чего нужно отказаться, чтобы не упустить самое важное. Разбираемся в вопросе вместе с книгой «HBR Guide. Стресс на работе».
HBR Guide.Стресс на работе
Нельзя успеть всё
Успешным людям тяжело признать, что нельзя успеть всё. Даже те, кто осознает ограниченность своего времени, рассчитывают проявить достаточную энергию и эффективность, чтобы преуспеть в каждой роли: производительный работник, вдохновляющий руководитель или наставник, надежный коллега, активный член общества, верный супруг, друг, родитель, ребенок. Это естественная реакция на наше воспитание; в конце концов, в школе нас учили, что трудолюбивые и умные ученики добиваются отличных отметок. Однако в несовершенном реальном мире невозможно достичь совершенства во всем в одно и то же время.
Если вы думаете, что это возможно, то обрекаете себя на эмоциональное истощение. Гораздо лучше сосредоточиться на реализации своих целей в долгосрочной перспективе, чем пытаться добиться успеха во всем и немедленно; очень важно правильно определять приоритеты на разных этапах своей жизни
Пазл успеха
Компаниям трудно принимать удачные стратегические или тактические решения, если у них нет разделяемой всеми миссии. То же самое справедливо для индивидуумов. Вспомните, как собирали в детстве пазлы. Намного легче сложить картинку правильно, если есть возможность посмотреть на крышку коробки.
Большинство из нас идет вперед, словно балансируя на тонком льду, поскольку не имеет определенного мнения о том, что в жизни ценит больше всего, в том числе по сравнению с другими. Составить свое мнение по этому поводу непросто, но критично важно, чтобы определить цели и желаемую сферу деятельности. Это помогает тщательно рассмотреть все аспекты вашей жизни.
Таковых можно насчитать семь:
• Семья (родители, дети, родственники).
• Общество (друзья, общественные обязанности).
• Духовная сфера (религия, философия, эмоции).
• Физическое состояние (здоровье и физическая форма).
• Материальные аспекты (материальное благополучие и собственность).
• Отдых (хобби и прочие занятия, не связанные с профессиональной деятельностью).
• Карьера (в краткосрочной и долгосрочной перспективе).
Задайте себе три вопроса применительно к каждому из них:
- Кем я хочу быть в этом аспекте?
- Насколько глубоко хотел бы погрузиться в этот аспект моей жизни?
- Если учесть, что количество моего времени, энергии и ресурсов ограничено, насколько важен этот аспект по сравнению с другими?
Обдумывая ответы, нужно помнить о двух обстоятельствах. Во-первых, в каждом аспекте есть свои отчетливо видимые проблемы. Важно рассматривать эти проблемы по отдельности; в противном случае они навалятся на вас всей массой, угрожая задавить. Разбирая каждую проблему, гораздо проще решать их по мере поступления.
Во-вторых, ваша оценка важности аспектов с течением времени может и должна меняться. Главная ее цель — сформировать вдохновляющее ви’дение будущего и представление о результатах, которые должны быть достигнуты и которые помогут правильно распределить имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Это особенно важно, если вы чувствуете, что теряете душевное равновесие и вот-вот совершите ошибку.
Распределение целей
Обдуманное распределение целей во времени позволит достичь успеха во многих областях. 74-летний Майк Левен, президент и СОО* компании Las Vegas Sands, говорил, что решил сосредоточиться на своей карьере гораздо позже, чем большинство его коллег, потому что хотел быть хорошим отцом для троих малолетних детей. Поэтому в 45 он достиг тех профессиональных целей, которых его ровесники достигли уже к 40 годам; позже, чем большинство его знакомых, разбогател и согласился на первую высокую должность (президент компании Days Inn), лишь когда его дети стали старше.
Он отнюдь не расслаблялся на работе на раннем этапе своей карьеры, однако позволил себе разнести реализацию основных личных и профессиональных целей — стать отличным отцом и успешным лидером компании — на разные периоды, поскольку считал, что не сможет достичь их одновременно.
В нынешнем сложном, сумасшедшем мире многие изо всех сил стараются проложить путь к успеху в профессиональной деятельности и состояться во всех областях своей жизни. Любое решение легче принять, если тщательно обдумать свои цели; разные аспекты жизни, важные именно для вас; свои желания и потребности; издержки и выгоды, связанные с тем или иным вариантом выбора; сопоставить различные варианты решения и возможности реализации целей поочередно или одновременно.
Вместо того чтобы стремиться к балансу между работой и личной жизнью и стараться в этом состоянии удержаться, попробуйте с помощью этой концепции добиться одновременно успеха и удовлетворения. В реальном мире не это ли называется «получить всё и сразу»?
Подготовлено по материалам книги «HBR Guide. Стресс на работе».
Изображения: pixabay.com