Дарья Гейлер, автор книги «Вижу цель — иду к ней»
Как не бывает волшебства, так и не существует «того самого» момента, когда «то самое время», чтобы начать свое дело. Всегда можно еще чуть-чуть подождать, лучше подготовится, доработать продукт, собрать другую команду и подкопить денег. Однако, если вы все же решили, что быть предпринимателем — то, что вы действительно хотите, то единственный способ избавится от желания — перевести его в дело.
Шаг 1. «Цель-Действие-Результат»
Допустим, ваши цели четкие, измеримые и достижимые. Например, вы хотите открыть магазин игрушек ручной работы.
Какие действия уже были совершены на пути к этой цели. Например, вы рассказали об этом друзьям и близким, завели страницу в Сети, подготовили небольшую коллекцию игрушек. Подарили или продали несколько игрушек.
Теперь оцените результаты. Вы стали ближе к цели? Зафиксируйте все удачные действия и положительные результаты. Если же наоборот, пока по всем действиям результат не тот: близкие не поддержали, в комментариях к постам тишина, а клиент или одаренный игрушкой не дал внятной обратной связи — эти результаты важны не меньше. Теперь вы понимаете, что сделали недостаточно в этих действиях. Как можно поступить иначе? Какие нужно найти слова, чтобы получить поддержку? Какой сделать пост, сториз, задать аудитории вопрос, чтобы была реакция? Можно связаться с первым клиентом, узнать, как поживает ваша игрушка?
Шаг 2. «Проживи свои страхи»
Основной страх — остаться без средств к существованию. Проживите тот момент, когда допустим у вас нет средств. Где вы при этом живете? Кто может вас накормить, есть ли у вас достаточный запас одежды на все сезоны, есть ли близкие, кто может занять в долг на период восстановления? Можете даже почитать в сети о центрах помощи и поддержки голодающим, чтобы успокоится и понять, что страх остаться без средств сильно надуман. Соизмерьте личные обязательные месячные расходы. Прикиньте, какой запас вам нужно накопить, чтобы 1 месяц быть без доходов.
Как пример, страх, что провалитесь. Вспомните, как кто-то из знакомых рассказывал вам о неудачах. Что вы испытывали? Вы сочувствовали ему, поддерживали: «Не падай духом! То ли еще будет». На следующий день вы не вспомните, что у него произошло. Если о вашем феерическом провале узнают незнакомые люди, то посудачат и забудут.
Страхов много, берите каждый, выписывайте и проживайте его в воображении ярко, в деталях. Пусть они случатся в вашей голове, вы поймете к чему быть готовым.
Шаг 3. «Собери портфолио»
Один из самых простых. Сделайте то, что хотите продавать в нескольких вариантах. Найдите способ сфотографировать, заснять видео качественно. Сделайте это сами или попросите знакомых.
Если у вас сложный продукт на заказ, например, вы проводите выездные кулинарные мастер-классы для офисов. Узнайте у друзей, кому можно в офис привезти свой МК? Подберите дату, подготовьтесь безупречно, найдите фотографа, проведите этот урок и все заснимите. Необязательно иметь реальный заказ, чтобы сделать классное портфолио. Пусть вашими первыми клиентами будут друзья.
Шаг 4. «Оцени свой труд»
Если вы понятия не имеете, сколько денег брать за свою работу, воспользуйтесь классической формулой: идеальная цена = желаемый доход / количество рабочих часов.
Шаг 5. «Найди деньги»
Если взять чистый лист, несколько цветных карандашей и уединиться на пару часов, можно составить приличный список инвесторов. Напишите в центре листа: «Я» или название проекта, мастерской, магазина. Одно-единственное правило — не оценивать варианты, а выписывать все, которые приходят в голову.
Первым будет близкий круг — друзья. Второй — друзья друзей. Третий круг — бизнес-ангелы и бизнес-акселераторы. Такие компании ищут перспективные проекты, чтобы вложиться в них на ранних этапах.
Шаг 6. «Выбери партнера»
Делите риски, делите обязательства и делите прибыль. Это того стоит. Одному можно дойти до цели, но дойти до вершины можно только вместе. Партнерство —это бесценный опыт взаимодействия в команде, вдохновение, поддержка, но и ряд сложностей, преодолев которые вы выйдите на другой уровень развития. Если вы сможете работать в команде, вы сможете выстроить любой проект.
P.s. Превратить хобби в успешный бизнес — непростая задача, но Дарье Гейлер это удалось. В своей книге «Вижу цель — иду к ней» она рассказывает о личном опыте и делится советами для тех, кто пока находится в начале пути.
Обложка поста: unsplash