Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Корпоративная культура
Роль юмора на работе и в бизнесе
18 сентября 2019 9 543 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Уместен ли юмор в бизнесе или среди коллег в офисе? Ответ — да, юмор должен быть в наборе ваших инструментов. Подробно о том, когда и зачем можно и нужно шутить — в этом материале, подготовленном по книгам «Руководитель проектов» и «Ген директора».

Работа и юмор



Руководитель проектов

Шутка — это часто игра слов, которая придает утверждению двойной смысл. Суть шутки редко заключается в ее буквальном смысле. Именно неформальное понимание делает ее смешной. Кому-то веселье на рабочем месте дается непросто. Многие не видят связи между работой и весельем.

Веселье — это что-то, что обычно не прилагается к работе.

Однако его можно внедрять постепенно, и в конце концов оно станет частью работы или даже культуры организации. Слово «веселье» само по себе проблематично для некоторых менеджеров; в таком случае попробуйте использовать слово «удовольствие». Деловая среда, которая допускает немного веселья или удовольствия, может привлечь высококвалифицированных людей, помочь команде быстрее стать эффективной и привести к выдающимся результатам.

Уместность юмора

Важно, чтобы юмор был уместным, связанным с темой вашей речи. Нет ничего хуже, чем начать совещание по анализу проекта с неуместной шутки, пытаясь растопить лед. «Смешная история случилась со мной по дороге сюда… А теперь проверим эти индикаторы прибавочной стоимости».

Гораздо лучше использовать что-то относящееся к теме: «Сколько менеджеров проекта нужно, чтобы поменять лампочку? Один, потому что спонсор проекта не одобряет дополнительного выделения ресурсов, если его нет в структуре работ проекта. А теперь перейдем к нашей статистике использования ресурсов…»

Люди обращают больше внимания на остроумных докладчиков, а юмор улучшает восприятие информации.

Юмор в команде

Использование юмора на этапе сплочения команды — это ненавязчивый способ проверить силу отношений. К тому же это что-то вроде страховки на случай негативной реакции. Положительный отклик на шутку поощряет других членов команды также шутить, ускоряя процесс социализации. Юмор облегчает общую интерпретацию событий, подчеркивает понимание между членами команды и создает ощущение равенства. Шутка может запустить цепочку остроумных замечаний о ситуации, подарив участникам ощущение единства и товарищества в команде.

Юмор в нужное время в нужном месте способен улучшить отношения между членами команды, если он не унизительный и не непристойный. Неподходящие шутки могут навредить команде проекта. Людям покажется, что их критикуют и изолируют.

Юмор помогает снизить тревожность и страх в критических ситуациях; он сигналит о противоречиях и нестыковках. Спонтанный юмор подскажет, что возникла двусмысленная ситуация; неожиданные смешные ответы укажут на пробелы в понимании. Самые смешные шутки появляются в самые неожиданные моменты.

Юмор и конфликты

Юмор можно по-разному использовать с целью разрешения конфликтов; зависит это от вашего стиля работы с конфликтами.

— Уклонение от конфликта. Юмор помогает совладать с собой, снижает эмоциональное вовлечение людей в ситуацию, изменяет доминирующую точку зрения на нее. Он также дает возможность перевести стрелки в случае критики.

— Противодействие конфликту. Такой юмор, в основном в форме метафор, раскрывает различные точки зрения на ситуацию, предлагая более широкий набор альтернатив разрешения конфликта.

— Сглаживание конфликта. С помощью юмора можно представить ситуацию в положительном свете, отмечая моменты, которые позволяют напомнить об общих интересах.

— Смягчение конфликта. Юмор поможет сделать сообщение менее резким и выразить мысли, которые, если изложить их откровенно, оскорбят или расстроят остальных.

— Преодоление конфликта. Юмор бывает враждебным и агрессивным. Облеченное в форму шутки агрессивное сообщение выглядит менее рискованным и оскорбительным, но смысл шутки от этого не меняется.

Юмор при мультикультурном общении

Юмор — важная часть эффективного межличностного общения, если использовать его в меру и к месту. Здесь очень легко потерять меру, что приведет к негативным результатам, особенно при мультикультурном общении.

Различные культуры очень по-разному подходят к юмору. Хотя большая часть шуток включает элементы нелепости, неожиданности, структура шуток различна. Американская шутка, например, очень непосредственна, она подводит прямо к ударной фразе. Затем ее прямо излагают, делая на ней ударение, чтобы все понимали, где нужно смеяться. Английский анекдот менее прямой: слушателям озвучивают элементы шутки и позволяют самостоятельно соединить их, и тогда они смеются, если понимают, в чем дело.

Большинство людей любят шутки, основанные на игре слов или каламбурах. Но каламбуры не работают в мультикультурной среде, где ваш язык не для всех родной. Можно предположить, что тут подойдут многоязычные каламбуры, скажем: «Почему французы едят только по одному яйцу на завтрак? Потому что по-французски одно яйцо — это un oeuf». Но такая шутка получится еще сложнее и потребует знания обоих языков, так что ее поймут еще хуже.

Un oeuf («одно яйцо», фр.) звучит как английское enough («достаточно»)

Юмор и стресс

В прошлом юмор не был предметом серьезных исследований, но за последние два десятка лет психологи и социологи подошли к изучению остроумия более строго и систематически. По утверждениям ученых, смех полезен для здоровья — начиная с того, что он укрепляет иммунную систему, и заканчивая тем, что снижает тягу к перееданию и повышает болевой порог. Существует даже новейшее терапевтическое направление, которое называют терапией юмора, где смех используют, чтобы помогать людям быстрее выздоравливать. Вот как юмор помогает бороться со стрессом.

— Гормоны. Смех уменьшает уровень гормонов стресса, таких как кортизол, эпинефрин (адреналин), дофамин и гормон роста. Он также повышает уровень улучшающих здоровье гормонов — эндорфинов и нейромедиаторов. Смех увеличивает число клеток, вырабатывающих антитела, и улучшает эффективность T-лимфоцитов. Все это приводит к укреплению иммунной системы, а также к сокращению физических последствий стресса.

— Физическое расслабление. Приходилось ли вам чувствовать себя так, словно вы разрыдаетесь, если не засмеетесь? Приходилось ли испытывать ощущение очищения после того, как вы от души посмеялись? Смех дает сбросить с себя тяжесть и физически, и эмоционально.

— Тренировка «изнутри». Хороший смех «от живота» тренирует диафрагму, мышцы пресса и даже плечи, благодаря чему мышцы расслабляются. Он также является хорошей тренировкой сердечной мышцы.

— Отвлечение внимания. Смех имеет огромные преимущества по сравнению с другими способами отвлечься, потому что выводит нас из состояния злости, вины, стресса и других негативных эмоций. Он расслабляет, готовя нас к тому, чтобы мыслить ясно и действовать рационально.

— Социальные преимущества смеха. Смех объединяет. Он заразителен, поэтому, добавив смех в свою жизнь, вы поможете людям вокруг вас смеяться чаще и воспользоваться преимуществами хорошего настроения. Подняв настроение людей вокруг себя, вы сократите их уровень стресса и, возможно, улучшите качество вашего взаимодействия с ними, что снизит ваш уровень стресса еще больше.

Люди достигают большего, когда выполняют свою работу с удовольствием.

Юмор и веселье дарят множество преимуществ. Они повышают здоровье, как личное, так и организационное. Юмор привлекает внимание людей и помогает им запоминать информацию. Он укрепляет связи между людьми, помогает разрешать конфликты, сокращает стресс, увеличивает мотивацию и облегчает ход переговоров. Когда ведете свою команду к цели, ищите дорогу, где есть место юмору, который позволит облегчить вашу ношу.

От улыбки станет всем светлей

В том же случае, если вы руководитель, но чувство юмора — это совсем не про вас, поможет простая улыбка. Нужно каждый день приходить на работу с хорошим настроением.

Улыбка директора не элемент косметики для корпоративной культуры.

Улыбка босса стоит миллионы в самом прямом смысле этого слова. Что делают сотрудники, когда руководитель приходит утром на предприятие? Смотрят: какое у шефа настроение. И не важно, карьерист ты или добросовестный трудяга. Это биологический инстинкт — постоянно сверять свои действия с сигналами вожака. Сотрудники хотят получить положительные сигналы. Работать в позитивно настроенном коллективе. И ничто так не вдохновляет человека на трудовые подвиги, как улыбка руководителя, которого он уважает.


Ген директора

Разумеется, шеф не должен выглядеть клоуном, который гоняется за всеми по офису со своим позитивом. Нужно научиться делать это естественно и в то же время осмысленно. Ученые до сих пор спорят, мозг нами управляет или мы — мозгом. И всё больше склоняются к первому варианту. В нашем сером веществе много чего плавает, в том числе зеркальные нейроны. В ответ на искреннюю доброжелательную улыбку они всегда отзываются активизацией мозговой деятельности. Поэтому надо приходить на работу и делиться, делиться, делиться хорошим настроением.

Подготовлено по книгам «Руководитель проектов» и «Ген директора».

Картинки: источник.

Похожие статьи