Предположим, вам предложили выгодно продать бизнес. Что будете делать? Алла Милютина, налоговый консультант, руководитель и владелец аудиторской компании A. White & G. Hedges Audit, в книге «Спасите мой бизнес» дает несколько советов на этот счет. А еще делится историями из своей практики.
Продавайте либо все, либо ничего
По словам автора книги, продажа бизнеса (если не вы бегаете за покупателями, а они сами приходят к вам) — серьезный соблазн. Своего рода «медные трубы». Здесь есть риск потерять бдительность и наделать ошибок.
Спасите мой бизнес
Однажды основателю компании Roistat (система сквозной аналитики рекламных затрат в интернете) Герману Гаврилову предложили продать 51% бизнеса. Консультант посоветовала: «Ни в коем случае не продавайте 51%, это бессмысленно. Вам не дадут управлять компанией так, как вы хотите. Будете просто совладельцем». В итоге он отказался, а позже заключил сделку с другим инвестором — продал ему миноритарный пакет. Этой финансовой подпитки оказалось достаточно, чтобы сделать рывок вперед: выручка Roistat достигла нескольких десятков миллионов рублей в месяц. Сегодня стоимость бизнеса по текущему раунду инвестиций перевалила за миллиард рублей, и компания продолжает расти на 15% в год.
Если решитесь выйти из игры, продавайте все. Без остатка. — Источник
— Мы всегда рекомендуем клиентам либо не продавать свой бизнес вообще, либо продавать, если такое желание возникает, все 100%, — говорит Алла Милютина. — И не оставаться в управлении компанией. Уходя — уходи. Решил «выйти в кеш» — заверши сделку и займись другими делами. Хотя случаются исключения.
После продажи бизнеса будьте готовы к претензиям нового владельца
Как правило, человек, который хочет купить готовый бизнес, мечтает о волшебном кране, из которого текут деньги. Мотивация у него такая: «Я плачу за то, что уже приносит доход. Переоформляю на себя и — вуаля, все хозяйство мое». В его картине мира зачастую нет понимания, что придется работать. Не просто приходить в красивом костюме в офис и раздавать указания подчиненным, а вникать в повседневные проблемы, оценивать риски, принимать решения.
Когда такой покупатель сталкивается с реальностью, первое, чего он страстно хочет, — отменить сделку и вернуть свои деньги. И для продавца вместо почивания на лаврах наступает нервотрепка. Особенно если сделка была оформлена неаккуратно.
Будьте готовы общаться с новым владельцем. — Источник
Помните, что в сделках не бывает мелочей
Вот еще одна поучительная история: предприниматель решил выйти из бизнеса по продаже и установке кондиционеров и систем вентиляции. Компания не очень большая но вполне успешная: сайт создавал клиентский поток, монтажники подобрались работящие и ответственные. Обратился к посреднику, тот нашел покупателя. Подписали договор, предприниматель получил аванс, и началась процедура смены учредителя. Но прошла она ненадлежащим образом. Сначала нового владельца назначили генеральным директором, потом был вдвое увеличен уставный капитал компании за счет взноса покупателя. Затем основатель передал ему свои 50%. Вот только заявление о выходе из состава учредителей ООО он почему-то не написал.
В итоге новый владелец стал снижать затраты, из нормального офиса перевез компанию на строительный рынок. Сидел, ждал прибыли, но выручка, наоборот, стала падать. Разозлился, пошел к юристу, тот запустил обратный процесс. Для начала написали заявление о выходе из состава учредителей ООО и вручили его вновь назначенному директору. Поскольку продавец в свое время забыл сделать то же самое, то оказался в ситуации, когда деньги за сделку нужно было вернуть. А обратно получить то, что осталось от бизнеса.
Впрочем, для покупателей у автора книги тоже есть совет: лучше не покупайте. Существует масса хорошо известных моделей организации бизнеса и можно все сделать самому, к тому же в случае неудачи потери будут гораздо меньше. Прислушивайтесь к рекомендациям и принимайте решение — все карты у вас на руках.
По материалам книги «Спасите мой бизнес»
Обложка поста — pexels.com