Это случается каждый раз. Однажды мы просыпаемся и видим, что какая-то штука стала жутко популярной. Социальная сеть, продукт, сериал, книга — да всё что угодно! «Ух ты, — думаем мы. — Вот бы моя идея так же сработала». Книга «Гений бизнеса» подробно объясняет законы креативности и популярности. Вот несколько полезных мыслей и креативных практик, которые пригодятся.
Загляните в график→
На самом деле креативность — это не обязательно что-то новое. Тут важно взять готовую идею и подать её под другим соусом. И бам! Люди видят что-то знакомое, но в то же время свежее. Это интересно.
График из книги «Гений бизнеса»
Гений бизнеса
Вот, к примеру, график креативности, где можно проследить интерес к идее в зависимости от её свежести. Видите: слишком новаторские идеи могут быть незаслуженно забыты до будущих поколений. Так было с автором книги «Моби Дик» Германом Мелвиллом, который опередил свое время на несколько десятков лет, и слава пришла к нему только после смерти. А вот замороженные йогурты попали прямо в точку и стали популярны. Как и суши-буррито — старый рецепт на новый лад.
6 способов придумывать идеи
Теперь вы знаете, как сделать что-то популярным. Осталось только придумать идею. Вот несколько приемов для создания ярких и небанальных практик.
Правило 20%
Хотите классно писать? Пора учиться много и внимательно читать. Источник
Кажется, что стоит устроить мозговой штурм, и идеи побегут, полетят, поедут одна за другой. Но чтобы найти ту самую мысль, нужно накопить немалый багаж данных. И регулярно его пополнять. Как это сделать? Используйте правило: 20% времени посвящайте информации, которая относится к вашей деятельности.
Мечтаете стать кулинаром? День и ночь штудируйте рецепты и смотрите шоу про еду. Так вы снабдите мозг сырьем для производства озарения. Правому полушарию нужны воспоминания и ментальные модели. Без них ваш потенциал ограничен.
Ограничения
Лист — это тоже ограничения. Источник
Художник Сол Стейнберг как-то сказал: «В любом художественном произведении мы в первую очередь откликаемся на то, как художник справлялся со своими ограничениями». Рамки есть везде. В рецепте есть пропорции ингредиентов. На радио — требования к продолжительности песни. В Твиттере — количество знаков.
Структуры, формулы, шаблоны, рецепты, правила и прочее — не обуза, а инструменты. Попробуйте сами. Нарисуйте картину всего одним цветом. Снимите фильм при помощи iPhone. Напишите не книгу, а рассказ. Увидите, как сразу прокачаете себя.
Метод Франклина
Подражание — один из путей к уникальности. Источник
Бенджамин Франклин, будущий отец-основатель Америки, когда-то был рядовым гражданином Массачусетса. Он выступал за права женщин, но очень плохо формулировал свои мысли. Пока не решил регулярно читать журнал The Spectator, которое славилось высоким качеством статей и элегантной критикой мировой политики.
Франклин сделал конспект статьи, которая ему понравилась: он изложил основную мысль каждого абзаца, а затем попытался выразить то же самое другими словами. Затем он усложнил задачу: начал перетасовывать конспект. Упражняясь в подражании, он постепенно улучшал собственный стиль. Случалось, что его вариант выходил лучше оригинала.
Творческие сообщества
Больше творческих людей — больше творческих идей. Источник
Творческая энергия других людей — ещё один «турбоускоритель» нестандартного мышления. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй дружили. Мэри Шелли написала «Франкенштейна», когда отдыхала с Перси Биши Шелли и лордом Байроном. Сегодня некоторые места становятся эпицентром стартапов и признанных лидеров. Например, недалеко друг от друга находятся офисы Twitter, Salesforce, Pinterest и Zynga, а также Google, Yelp и Adobe.
Ученые называют это «эффектом перелива» — процесс, в котором идеи распространяются среди людей и компаний во время встреч, общения и разговоров. Если один художник проговорился другому, что открыл новый прием, или ученый упомянул предпринимателю о новом методе, знания переходят — то есть переливаются — к остальным. По сути, это непрерывный процесс обучения.
Итерации
Итеративность необходима для создания любых качественных и нестандартных продуктов. Источник
Художники обычно не любят показывать незавершенные работы. Но великие творцы — и компании — знают, что единственный способ не промахнуться — это как можно раньше представить аудитории свой продукт. И сделать это надо прежде, чем вкладывать средства в его реализацию.
Отлаживая рабочие процессы, креативщики не только быстрее находят новые идеи, но и повышают шансы на успех. Так можно отсеять неактуальные, слабые или странные идеи. Итеративность необходима для создания любых качественных продуктов.
Размножение идей
Подайте одну идею в разных вариантах. Источник
Варианты — основа творческого процесса. Пикассо написал 27 рисунков по мотивам «Завтрака на траве» Мане и 58 вариаций «Менины. По Веласкесу». У Эрнеста Хемингуэя было 47 вариантов концовки романа «Прощай, оружие!». А братья Райт создали 38 вариантов крыла летательного аппарат. Делайте-делайте-делайте — и вы добьетесь идеального результата.
По материалам книг «Гений бизнеса» и «Креативный вид»
Обложка отсюда