Допустим, у вас появилось твердое желание запустить бизнес. Идея кажется отличной, финмодель посчитана, деньги отложены, но сомнения не дают покоя. Вдруг не выгорит? Авторы книги «Бизнес на свои», основатели «Мосигры» Сергей Абдульманов и Дмитрий Кибкало поделились уникальным опытом — рассказали, как собирать данные, проводить исследования и делать это очень бюджетно. Посмотрим?
Зачем нужен эксперимент
Бизнес на свои
Сначала примерно просчитайте предстоящие расходы, а после представьте, какие возможны доходы. Сопоставьте одно с другим. Так вы увидите прибыль прежде, чем будете вкладывать в дело серьезные деньги. Если эксперимент подтвердит, что все работает, будет просчитанный бизнес-план, можно начинать дело в полный рост.
Увы, история знает много случаев, когда недостаток планирования приводил к тому, что предприниматели в поисках еще одного шанса брали кредит и не могли его вернуть. Например, авторы знакомы с семьей с двумя детьми, которая выплачивает 2,5 миллиона просто потому, что кто-то неправильно рассчитал обороты точки.
Выбирайте другой путь — соберите побольше данных.
Wordstat — друг человека
На wordstat.yandex.ru можно посмотреть спрос в интернете на товар и связанные темы в поиске. Например, в 2017 году вы решили делать хоккейные клюшки для тех, кто восстанавливается после травмы. Смотрим статистику.
«Хоккейные клюшки» искали всего 8065 раз в месяц по стране, а запросов про восстановление и травмы почти не было.
Восемь тысяч человек: это много или мало? Как это число меняется по сезонам? Есть ли шанс привлечь каждого десятого из этих людей на сайт магазина и продать ему клюшку с 4%-ной конверсией? Сложится ли это все в бизнес-модель? Когда вы ответите на эти вопросы, поймете: идею стоит отсечь сразу.
Когда проверяете товар, обращайте внимание на запросы со словом «купить», брендированные запросы — с конкретной моделью или фабрикой — и запросы вроде «товар цена». Обратите внимание на раскладку по стране и изменение сезонного спроса (вкладка «История запросов»).
Чеки конкурентов
Чеки — отличный материал для анализа. Каждый день приходите в магазины, с которыми будете конкурировать, и покупайте пластиковый пакет за 3 рубля. Вам дадут чек с номером. Этот номер нельзя подделать, он нужен налоговой как фискальный признак. Важно учесть, что для всех касс он свой, поэтому пакеты придется покупать на каждой (или как-то иначе учитывать этот момент). Если пакета нет, покупайте обычный товар, получайте чек, смотрите номер и тут же оформляйте возврат. Через пять визитов вас будут узнавать и показывать вам сохранившийся чек.
Метод подходит для розницы и интернет-магазинов. — Источник
Анализ чеков позволит понять, сколько покупателей бывает в магазине в день. Это важная метрика для выбора места в аренду, например. Чеки лучше снимать раз в неделю или две и продолжать, даже когда вы открылись и успешны. Если вдруг конкурент резко увеличит обороты — значит, он придумал что-то работающее, лучше узнать, что именно. И повторить 🙂
Я просто спросить
Прежде, чем набрать пакетов за 3 рубля, попробуйте пойти по простому, но неочевидному пути: опросите знакомых, а потом и продавцов в магазинах. У первых поинтересуйтесь, есть ли у них на примете тот, кто работает в нужной вам сфере. Поговорите с ним: он расскажет много нового и обогатит числами (которые нужно будет проверить). Вторые полезны во время поиска помещения под аренду.
Отчеты и мониторинги рынков
Иногда данные лежат в открытом доступе или их можно получить за небольшую плату. Из отчетов вы узнаете много интересного и получите верхнюю границу рынка. К примеру, взяв данные поиска, увидите, какую примерно долю занимает ваш город в общероссийской выручке.
Много открытых данных до последнего времени было «ВКонтакте» в поиске по документам. Можно мониторить файлообменники. Или представиться составителем исследования и позвонить конкурентам. Но есть вариант получше.
Работа у конкурента
Возможно, вы думаете открыть свой фастфуд. Для начала поработайте у тех, кто уже делает еду. Вы получите практические знания, поймете, как в действительности ведут себя клиенты, как работает кухня, стоя на кассе, сможете посчитать конверсию прохожего в зашедшего, а зашедшего в покупателя. Увидите, сколько людей должно быть на смене.
Хотите открыть кофейню? Устройтесь поработать бариста. — Источник
Такой вариант не подходит? Обзвоните конкурентов и представьтесь поставщиком. Один предприимчивый парень вообще пролетел над открытым складом конкурента на квадрокоптере и потом посчитал мешки интересующего его стройматериала.
Тренды — это ключ
Загляните в Google Trends — этот бесплатный сервис показывает, по какой теме и что ищут в сравнении с общим объемом поисковых запросов в мире. Мониторьте профильные ресурсы.
Кто-то узнал об этом тренде раньше других. — Источник
Руководители Мосигры выстроили такую цепочку для мониторинга:
- Топ-100 товаров Google по сфере (через сервис Shopping) и аномалии в поиске «Яндекса» через статистику ключевых слов.
- YouTube и развлекательные сайты на предмет упоминаний от крупных блогеров или массовых засевов.
- Reddit по теме плюс площадки в Рунете. Магазин настольных игр ведет наблюдение на Kickstarter.
Во время поездок смотрите, что продают, как и где.
Плацебо-спрос и краудфандинг
Например, вы делаете сайт магазина, запускаете рекламу на пару дней и считаете звонки. Или размещаете объявление и считаете звонки. Главное условие — у вас еще нет товара, а вы пробуете его продать. Это плацебо-спрос.
Краудфандинг тоже можно использовать. Сначала показать товар лицом, а потом объявить: вот это мы сделаем, если тысяча человек сейчас купит по штуке и оплатит. Возможно, вы изготовите только одну партию и в реальности товар не привлечет людей за пределами площадки. Но зато получите деньги и знания, то есть уйдете в ноль или близко к тому.
Эти советы помогут понять, найдет ли бизнес-идея отклик у потенциальных клиентов. Подойди к важному старту чуть более подготовленными. А значит, словить меньше граблей и не набить лишних шишек.
По материалам книги «Бизнес на свои»
Обложка поста — rawpixel.com