В бизнесе нужно говорить. Общаться с клиентами, поставщиками, партнерами. Выступать на конференциях. И при этом добиваться понимания: мало просто сказать — важно донести свою идею до других. В книге-тренажере по публичным выступлениям «Встань и скажи!» есть упражнение, которое поможет это сделать.
Одно выступление — одна мысль
По словам автора, коуча Нины Зверевой, идеальное выступление (особенно если оно короткое) должно содержать только одну мысль. Тогда вы можете быть уверены: идея запомнится. Чтобы вас поняли верно, нужно придерживаться правила: высказывайте тезис — и сразу приводите доказательства: примеры, истории, цифры и факты. Не старайтесь добавить эмоций: если вы хорошо подберете аргументы, они появтся сами собой.
Встань и скажи!
Чтобы потренироваться, выполните упражнение. Представьте, что у вас есть возможность выступить в течение одной минуты с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Что вы хотели бы сказать миру? Сформулируйте идею, постарайтесь быть убедительным. Идея должна быть только одна. Подберите точные, емкие слова и подтвердите свою мысль примерами, фактами, цифрами.
Найдите идею, которой обязательно нужно поделиться. — Источник
Примеры и вдохновение можно почерпнуть в выступлениях спикеров конференции TED или TEDх. Одна из особенностей этого формата — у каждого спикера есть четкая мысль. Как правило, она формулируется в самом начале выступления, а потом в течение 12–18 минут становится все более очевидной для слушателя. Обратите внимание на то, какие аргументы приводит спикер. Он повторяет главный тезис несколько раз, и это правильно! В результате мы легко можем повторить мысль даже через два-три дня после того, как посмотрели запись.
Учимся на ошибках
В основу карманного тренажера лег опыт работы группы «Гений общения». Участие в ней принимали разные люди — от предпринимателя до многодетной мамы. На протяжении 10 уроков Нина Зверева разбирала ошибки и достижения участников. Самые яркие примеры вошли в книгу. Вот две расшифровки обращений к ООН.
Журналист:
— Журналист: Уважаемая ООН, дорогой мир! В принципе, у меня к тебе претензий нет. Ты прикольная. Можно только позвать комиссию по климату? Мне с ней одну тему перетереть надо. Комиссия! Ты в курсе, что твои менеджеры среднего звена ни фига не работают? Нет, в Турции менеджер нормальный, в Италии тоже, в Португалии, но в России… Ты зачем нам поставила мизантропа-алкоголика, которому к тому же всегда жарко? Ты в курсе, что он семь месяцев в году насылает на нас снег? Что наши дети уверены: выходить из дома без санок неприлично? Что слово «загорать» означает у нас, что ты ехал по дороге, машина сломалась на полдороге — кстати, комиссию по дорогам потом тоже позови, — и ты бросился ее реанимировать снизу? Ты понимаешь, что у нас такое каждый год?! Комиссия, гони этого менеджера по комсомольской путевке на хладокомбинат. Пришли нам итальянского. Пожалуйста…
А что бы вы сказали ООН? — Источник
Многодетная мама:
— Дамы и господа! На сегодняшний день 91 процент населения планеты имеет доступ к очищенной питьевой воде. Для достижения столь высоких результатов многие из нас приложили немало усилий. Однако в беднейших регионах развивающихся стран ежегодно умирает от диареи до полутора миллионов детей до пяти лет. Друзья! Не будем равнодушными. Это наша общая проблема и общая боль. Все мы пассажиры одного корабля — планеты Земля. Давайте приложим все силы наших умов, рук и кошельков для решения этого вопроса.
Учиться на ошибках других — хорошая стратегия. Вот как оценила эти два текста эксперт:
— Веселое и бесшабашное выступление Журналиста о климате тоже запомнится, хотя, конечно, это был скорее иронический шарж, чем настоящее выступление. Однако обратите внимание на яркий веселый стиль — это модно! Рассказ про чистую воду вы вряд ли запомнили. Знаете почему? Тема избита. Надо искать свежие факты и очень постараться, чтобы ее «оживить».
5 полезных советов
1. Самое сильное доказательство — в конце
Для выступления нужна одна мысль и несколько доказательств. Драматургия должна строиться так, чтобы самый сильный, самый веский, самый значительный аргумент был приведен в конце — тогда никто не сможет возразить.
2. Оставайтесь достаточно спокойным
Помните правило: во время выступления плакать может кто-то один: или спикер, или зритель. И если вы хотите, чтобы плакала или смеялась аудитория, сами не плачьте и не смейтесь.
3. Делитесь личными историями
Одна из участниц группы рассказала об исчезающих языках и записала себя на фоне старого деревенского дома. Она сказала, что сама она не знает мордовского языка, но собирается его учить. Люди по природе своей любопытны, а личный рассказ трогает и вызывает интерес.
4. Используйте иронию
Человека с чувством юмора всегда будут слушать с благодарностью. Обратите внимание, что даже президенты и премьеры обмениваются шутками, в том числе с высоких трибун.
Юмор сегодня в моде! — Источник
Если вы ни разу не рассмешили публику во время обычного выступления или презентации, значит, вы плохо подготовились.
5. Отступайте от правил
К примеру, используйте эмоции, если чувствуете, что в вашей теме и для вашей аудитории они будут важнее.
Вот еще одна простая рекомендация из книги: если хотите расположить к себе людей, сделайте комплимент. Он должен быть личным, обдуманным и относиться именно к тем, кто его слышит. А потом говорите, убеждайте и добивайтесь результата.
По материалам книги «Встань и скажи!»
Обложка поста — pixabay.com