Сегодня очень много говорится о том, что роботы отнимают работу у людей. Кажется, мы вступаем в мир безработицы. Согласно прогнозам ученых из Оксфордского университета, 47% рабочих мест в течение двух десятилетий испытают «высокий риск» компьютеризации. Результаты исследования, проведенного Глобальным институтом McKinsey, говорят о том, что 45% видов трудовой деятельности можно автоматизировать, в том числе 20% функционала СЕО с неприлично высокими окладами.
Разберем тему подробнее вместе с книгой «Цифровой человек» — дорожной картой ближайшего будущего. Это руководство для цифрового поколения финансистов и онлайн-предпринимателей, как быстро встроится в глобальную экономику, максимально перейдя в онлайн, и избежать рисков.
Цифровой человек
Программные продукты
Вот еще один прогноз: экономисты Бостонского и Колумбийского университетов предполагают, что «умные машины» вызовут «долгосрочное снижение доли заработной платы в структуре доходов» и новые технологические циклы со своими подъемами и спадами, а также «растущую зависимость нынешнего объема производства от инвестиций в программные продукты, сделанных в прошлом».
Особенно сильный удар испытают банки. По оценкам специалистов треть рабочих мест в банковском секторе исчезнет до конца следующего десятилетия.
5 профессий банковского сектора
Принимая во внимание эти данные, был составлен список из пяти специальностей, которыми может пополниться банковский сектор в будущем. К каждой из них предъявляются уникальные требования:
— Data Scientist. В ближайшие пять лет специалисты по аналитике данных станут самыми востребованными банковскими работниками. Их задача — показать, когда, почему и как клиенты пользуются банковскими продуктами (на основе статистических методов, Big Data, машинного обучения и искусственного интеллекта).
— UX-дизайнер, он же разработчик приложений для интерактивного общения с пользователем. Его задача — понять, какие продукты нужны клиентам и в каких ситуациях. Кроме того, он обеспечивает доступность и удобство эксплуатации продуктов для пользователей.
— Психолог-когнитивист должен понять потребителей и предсказать, насколько важными и значимыми будут для них те или иные банковские продукты.
— Специалист по алгоритмам оценки рисков. По мере совершенствования технологий банки смогут оценивать риски на основе сложных формул в режиме реального времени. Здесь и понадобятся такие специалисты. Чем больший объем данных привлекается к анализу, тем надежнее будет оценка риска.
— Специалист по продвижению сообществ. Этот сотрудник должен поддерживать хорошие отношения с клиентами, ведь банк и его продукты будут все теснее встраиваться в их повседневную жизнь.
Chief Cannibal Officer: находить уязвимости
Значимость еще одной специальности трудно переоценить, ведь бизнес, как правило, самодоволен, ленив и противится переменам. Речь идет о Chief Cannibal Officer. Он руководит внутрикорпоративным «отделом каннибализации», перед которым стоит единственная задача — ломать бизнес, то есть находить уязвимости и определять, можно ли их устранить. В их распоряжении — технологии, новые структуры, новый образ мышления и новые бизнес-модели.
Разумеется, «людоеды» будут очень раздражать — кто захочет, чтобы его съели? В отраслях, которые развиваются стабильно и где конкурентам сложно пробиться на рынок (например, в банковском секторе или фармацевтической промышленности), самодовольство до недавнего времени было позволительно.
Однако на наших глазах технологические циклы ускоряются и сменяются с невиданной скоростью, барьеры входа на рынок теряют актуальность, повсеместно внедряются инновации, и все без исключения компании вынуждены реагировать на эти вызовы быстрее и быстрее. Для этой цели и нужны те, кто создаст в компании отдел, призванный разрушить старую бизнес-модель. Это позволит бизнесу оперативно учитывать слабости и реагировать на уязвимости — раньше, чем их обнаружит кто-нибудь из чужаков. Вот почему компании так остро нуждаются в «отделе каннибализации».
А кто в зоне риска?
Обсудив новые человеческие роли, давайте поговорим о том, какие рабочие места в первую очередь пострадают от автоматизации. Шелли Палмер, руководитель консалтинговой компании Palmer Group, работающей в сфере технологий и бизнеса, считает, что в первую очередь роботы претендуют на пять специальностей:
— Менеджеры среднего звена.
— Продавцы в розничной торговле.
— Составители отчетов, журналисты, авторы и ведущие.
— Бухгалтеры и помощники бухгалтеров.
— Врачи.
Правда, Шелли упустил еще одну профессию: юристы. Сочетание распределенных реестров и искусственного интеллекта приведет к пересмотру правовой сферы и к ее дигитализации — юристы станут не нужны.
В феврале 2017 года Bloomberg сообщила, что в JPMorgan написали программу, способную всего за несколько секунд решить задачу, на которую адвокаты и кредитные специалисты тратили по 360000 часов в год. Программа COIN работает на основе машинного обучения и выполняет немыслимую для человека работу по анализу договоров кредитования предприятий. Она за считаные секунды исследует документ, ошибается реже человека и никогда не уходит в отпуск. СOIN JPMorgan смогла снизить число ошибок при обработке таких договоров — ведь они, как правило, были вызваны человеческим фактором. Это позволило компании обрабатывать в год на 12000 договоров больше.
Приготовиться к будущему: «Цифровой человек».