Многие успешные люди считают утренние часы самым сфокусированным и плодотворным временем. Но гораздо важнее, что они умеют извлечь из этого максимум пользы. Хотите так же? Воспользуйтесь простыми подсказками, собранными в книге «Утренние ритуалы», и не позволяйте хаосу дня вам помешать.
Еще раз про утро
Мы не раз говорили о магии утра. Оно оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Определяет, будем ли мы продуктивными, останемся ли в мире с собой, станет ли день удачным. Непредвиденные события способны нарушить даже тщательно продуманные планы. Поэтому, проснувшись, так важно погрузиться во внутренние резервуары энергии, сфокусироваться, успокоить разум. А после перенести утренние победы на остальную часть дня.
Бенджамин Сполл и Майкл Ксандер провели более трехсот интервью и изучили утренние ритуалы успешных людей. 64 беседы вошли в книгу. Здесь есть истории генерала в отставке и олимпийской чемпионки, президента Pixar и CEO Tease Tea, главного редактора журнала Fortune и участника реалити-шоу Survivor. Удивительно, но привычки таких разных героев оказались во многом похожими.
Вот что нужно делать утром, чтобы стать мастером продуктивности.
1. Составить список дел на день и придерживаться его
Займитесь подготовкой накануне вечером. Список поможет уменьшить усталость от принятия решений, позволит не переключаться на второстепенные задачи. Пусть он будет амбициозным, но не перегруженным непомерными требованиями. Ограничьтесь пятью-шестью пунктами (а можно тремя или даже одним). Включите пару задач попроще: их выполнение подарит позитивные эмоции благодаря быстрой победе.
Если в течение дня на ум придут новые дела, которые не назовешь срочными, добавьте их в отдельный перечень. Создайте своеобразный ящик «Входящие» для таких заданий.
Отложите новые несрочные задачи. — Источник
Когда будете составлять список дел на следующий день, включите в него что-то из незавершенных и «Входящих».
2. В первую очередь делать самое важное
Наверняка вам знакома ситуация, когда есть пара задач, над выполнением которых нужно попотеть, но хочется заняться чем-нибудь полегче.
Может, отложим сложные дела на потом? — Источник
Поборите в себе прокрастинатора. Сосредоточьтесь на работе, которая действительно важна и требует от вас полного и абсолютного внимания. Преподаватель факультета компьютерных наук Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт описывает ее как «профессиональную деятельность, осуществляемую в состоянии предельной концентрации, заставляющем исполнителя максимально использовать свои когнитивные способности. Такие усилия создают новую ценность, улучшают ваши навыки, и их трудно воспроизвести». Оставьте для бытовых мелочей вторую половину дня.
3. Не проверять электронку сразу после пробуждения
Залезая в почту или в соцсети, едва открыв глаза, мы снижаем свою продуктивность. Подвергаем мозг серьезному стрессу. На нас наваливаются проблемы и потребности других людей, хотя сначала хорошо бы заняться своими.
Не позволяйте никому (кроме вашего босса) влезать между вами и задачами, намеченными на день. Все остальное — проблемы других людей, а не ваши.
Если вы не можете позволить себе отказаться от просмотра писем по утрам, возьмите на вооружение подход инженера-программиста Трейси Чжоу: «Я первым делом с утра проверяю электронную почту, но отвечаю только тем, кому можно ответить парой предложений» .
4. Сократить число утренних встреч и звонков
Если утренние часы для вас наиболее продуктивны, крайне неразумно тратить их на встречи и телефонные звонки. Честно говоря, часто они не столь и важны. Старайтесь назначать собрания и переговоры не на утро, а на середину дня. Вот что говорит журналист и писатель Лора Вандеркам: «Если я правильно спланировала свой день, то утром высвобождается большой отрезок свободного, ничем не занятого времени, чтобы я могла все обдумать и сосредоточиться, а телефонные звонки начинаются не раньше половины одиннадцатого».
Сведите утренние коммуникации к минимуму. — Источник
Совет для тех, чей рабочий день часто «съедается» бесконечными совещаниями: попробуйте получить у руководства разрешение не посещать как можно большее их количество. Убедите босса в своей готовности усердно трудиться, скорее всего, не очень важные для вас встречи он позволит пропустить.
5. Поделить большие цели на маленькие отрезки
Слона нужно есть по кусочкам. А масштабную работу — дозировать, разбивать на мелкие части. Если вы намерены выполнить самое важное утром, прежде чем навалятся другие обязанности дня, убедитесь, что поделили все на маленькие, выполнимые части. Над ними намного легче работать, а значит, у вас больше шансов довести начатое до конца.
А мне не подходит
Ищите то, что подойдет именно вам. Уделяйте всему, над чем экспериментируете, хотя бы пару недель, а потом пробуйте совершенно другой подход.
Если вам лучше работается днем или поздним вечером, переверните все с ног на голову — занимайтесь электронной почтой, бытовыми мелочами и административными задачами по утрам. А наиболее продуктивные дневные или вечерние часы высвободите для важных задач.
В книге нет единственно правильного способа начинать день. Но есть много полезных рецептов: не нажимать кнопку повтора будильника, медитировать, тренироваться, дышать свежим воздухом, благодарить, играть с детьми, высыпаться. А еще большая мотивация сделать утро своим союзником.
По материалам книги: «Утренние ритуалы»
Обложка поста: pexels.com