Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная проза Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Как я крупно подставился, и почему вам стоит сделать так же. Чем бы вы ни занимались
10 февраля 2019 43 525 просмотров

Максим Котин
Максим Котин

Я подставился — и советую вам как можно скорее поступить так же. Ведь в современном мире для успеха любого предприятия нужно это уметь — подставляться.

Год назад я решил написать новую книгу. Дело, в общем-то, казалось не хитрым. К тому моменту у меня за плечами уже было два бизнес-бестселлера.

Один — первая российская «история успеха» про основателя «Евросети» под названием «Чичваркин Е…гений». Другой, изданный уже МИФом, — «И ботаники делают бизнес», «история неуспеха» основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова.


И ботаники делают бизнес 1+2

То есть я имел некоторые основания считать себя уже более-менее опытным автором. Однако же над новой книгой я решил работать по-другому — совсем не так, как прежде. Провести своего рода литературный эксперимент.

Ведь я себе нашел довольно сложную задачку, решив рассказать историю «Параграфа», первого стартапа из России, покорившего мир, и его создателя Степана Пачикова, который сегодня известен как основатель сервиса Evernote.

Это история была просто-напросто масштабнее любой, с которой мне прежде доводилось сталкиваться.

«Параграф» был основан еще в Советском Союзе. Уже в начале девяностых его команда оказалась в Америке и заключила многомиллионный контракт с Apple. В 1997 компания была успешно продана Silicon Graphics.

Мне предстояло рассказать о кооперативном движении и крахе СССР, описать удивительный мир Кремниевой долины девяностых и адекватно описать все сложные технологии, в разработку которых оказался вовлечен российско-американский стартап, от распознавания рукописного текста до трехмерных движков.

Нужно было перелопатить гору материала. Ведь в этой истории что ни действующее лицо — то страница из Википедии, либо российской, либо американской. Каспаров и Скалли, Гельфанд и Теслер, Велихов и Капор…

Я понял, что тут легко сесть в лужу, что-нибудь напутать, не учесть, переврать. И тогда решил писать книгу «в режиме онлайн» — создать рассылку и отправлять подписчикам по главе черновика, чтобы знающие люди могли указать на мои косяки и высказать свое мнение. И я, конечно, отлично понимал, что крупно подставляюсь.

Десять лет назад я впервые пережил шок публичности, когда вышла моя первая книга. Я читал в интернете отзывы и не находил себе места. Ругали и хвалили примерно пополам, но критика почему-то задевала сильнее, чем радовали слова поддержки. К тому же казалось, что хулители креативнее и искреннее. Ругались они со смаком.

«Уровень газеты „Молотобоец“», — резюмировал один. «Слог спотыкающийся и пустой, колорита нет», — говорил другой. «Писатель из Котина, увы, никакой…», — соглашался третий.

Какое-то время я вел со своими гонителями длительные внутренние диалоги. Спорил, объяснялся, даже восклицал что-то в духе: а судьи-то кто? Но потом понял, что это путь в никуда. Лучше просто не обращать внимания. Не всем будет нравится то, что ты делаешь. Это нормально — часть профессии.

Когда вышли «Ботаники», я уже знал, чего ждать. Поэтому читал отзывы с самурайским спокойствием — и положительные, и отрицательные. «Лучшая книга о становлении и суровых реалиях российского предпринимателя»? Спасибо тебе, дорогой читатель, на добром слове. «Не тому человеку доверили написание книги»? Ну, окей.

Научившись спокойно относиться к критике, я в то же время осознал, что не вся она пуста и бесполезна, как меня уверяли некоторые. Но даже в едких и оскорбительных замечаниях было свое зерно. И если бы я прочитал их раньше, наверняка кое-что поменял, и рукопись бы только выиграла.

Это и подтолкнуло меня писать о «Параграфе» в режиме онлайн. Подставиться под критику заранее. Получить ее не после, а до. Пустить энергию недоброжелателей на службу делу.

И за этот год я, конечно, всякого начитался: «Третья глава не понравилась совсем», «Несколько пресновато», «Печалит болезненно выпячиваемая политическая позиция, это дает благодатную почву для размышлений о персональных травмах автора». И так далее.

Но в то же время помощь сообщества сотен читателей оказалась просто бесценной. Реакция на каждую главу помогала мне оценить, насколько удается держать внимание. А благодаря отзывам было исправлено множество исторических и технических неточностей. Некоторые письма содержали ценные замечания, которые дополнили сюжет. Ну а сколько орфографических ошибок у меня нашли, я даже и говорить не буду. И редактор, наверное, уже не нужен.

В бизнесе часто говорят о пользе «обратной связи». И никто обычно не берется эту пользу оспаривать. Но я и по себе, и по другим заметил, что на деле люди стремятся этой обратной связи избегать — и в личном творчестве, и в профессиональной карьере. Потому что критика ранит — даже опытных профессионалов. Сложно научиться реагировать на нее отстраненно.

И поэтому, думаю, нужно под нее просто сознательно подставляться. Благо, что современные технологии со всеми этими блогами, рассылками, соцсетями предоставляют для этого так много возможностей, как никогда прежде.

Лично я после этого эксперимента решил для себя так: что бы я ни делал, нужно всегда искать возможность как можно раньше выставить свое дело под холодный душ критики.

Перекрыть горячую воду страшно, даже если по опыту знаешь, что после первого шока станет хорошо. И еще лучше — когда потом от души разотрешь себя полотенцем. «Включать критику» тоже страшно — но нужно. В итоге будет хорошо.

У книги о «Параграфе» уже есть название — «Пионеры Кремниевой долины». Она будет издана МИФом в этом году. Как вы наверное знаете, на странице книги можно прямо сейчас подписаться на уведомление о старте продаж. Но есть и другой вариант. Хотя рукопись еще в работе, ее уже можно читать — совершенно бесплатно. Для этого достаточно подписаться на мою рассылку. В приветственном письме я пришлю все готовые главы — их уже тринадцать — а потом буду присылать новые по мере готовности.

Герой книги — Степан Пачиков — один из самых известных российских айти-предпринимателей, предприниматель, визионер и потрясающий собеседник. А команда «Параграфа» совершила то, что и сейчас редко кому удается, — добилась настоящего мирового признания.

Ко всему прочему это еще и удивительная приключенческая история о путешествии из СССР в Кремниевую долину, полная как бизнес-инсайтов, так и просто смешных подробностей.

Если вам, как и мне, близка тема предпринимательства и стартапов и поэтика покорения мира, присоединяйтесь к сообществу читателей, которые уже активно участвуют в развитием проекта, читайте и пишите отзывы, даже если и не очень приятные. Глядишь, и поднимем всем миром качество книги с уровня газеты «Молотобоец» — хотя бы до New York Times.

Обложка поста: unsplash.com.

Похожие статьи