Я подставился — и советую вам как можно скорее поступить так же. Ведь в современном мире для успеха любого предприятия нужно это уметь — подставляться.
Год назад я решил написать новую книгу. Дело, в общем-то, казалось не хитрым. К тому моменту у меня за плечами уже было два бизнес-бестселлера.
Один — первая российская «история успеха» про основателя «Евросети» под названием «Чичваркин Е…гений». Другой, изданный уже МИФом, — «И ботаники делают бизнес», «история неуспеха» основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова.
И ботаники делают бизнес 1+2
То есть я имел некоторые основания считать себя уже более-менее опытным автором. Однако же над новой книгой я решил работать по-другому — совсем не так, как прежде. Провести своего рода литературный эксперимент.
Ведь я себе нашел довольно сложную задачку, решив рассказать историю «Параграфа», первого стартапа из России, покорившего мир, и его создателя Степана Пачикова, который сегодня известен как основатель сервиса Evernote.
Это история была просто-напросто масштабнее любой, с которой мне прежде доводилось сталкиваться.
«Параграф» был основан еще в Советском Союзе. Уже в начале девяностых его команда оказалась в Америке и заключила многомиллионный контракт с Apple. В 1997 компания была успешно продана Silicon Graphics.
Мне предстояло рассказать о кооперативном движении и крахе СССР, описать удивительный мир Кремниевой долины девяностых и адекватно описать все сложные технологии, в разработку которых оказался вовлечен российско-американский стартап, от распознавания рукописного текста до трехмерных движков.
Нужно было перелопатить гору материала. Ведь в этой истории что ни действующее лицо — то страница из Википедии, либо российской, либо американской. Каспаров и Скалли, Гельфанд и Теслер, Велихов и Капор…
Я понял, что тут легко сесть в лужу, что-нибудь напутать, не учесть, переврать. И тогда решил писать книгу «в режиме онлайн» — создать рассылку и отправлять подписчикам по главе черновика, чтобы знающие люди могли указать на мои косяки и высказать свое мнение. И я, конечно, отлично понимал, что крупно подставляюсь.
Десять лет назад я впервые пережил шок публичности, когда вышла моя первая книга. Я читал в интернете отзывы и не находил себе места. Ругали и хвалили примерно пополам, но критика почему-то задевала сильнее, чем радовали слова поддержки. К тому же казалось, что хулители креативнее и искреннее. Ругались они со смаком.
«Уровень газеты „Молотобоец“», — резюмировал один. «Слог спотыкающийся и пустой, колорита нет», — говорил другой. «Писатель из Котина, увы, никакой…», — соглашался третий.
Какое-то время я вел со своими гонителями длительные внутренние диалоги. Спорил, объяснялся, даже восклицал что-то в духе: а судьи-то кто? Но потом понял, что это путь в никуда. Лучше просто не обращать внимания. Не всем будет нравится то, что ты делаешь. Это нормально — часть профессии.
Когда вышли «Ботаники», я уже знал, чего ждать. Поэтому читал отзывы с самурайским спокойствием — и положительные, и отрицательные. «Лучшая книга о становлении и суровых реалиях российского предпринимателя»? Спасибо тебе, дорогой читатель, на добром слове. «Не тому человеку доверили написание книги»? Ну, окей.
Научившись спокойно относиться к критике, я в то же время осознал, что не вся она пуста и бесполезна, как меня уверяли некоторые. Но даже в едких и оскорбительных замечаниях было свое зерно. И если бы я прочитал их раньше, наверняка кое-что поменял, и рукопись бы только выиграла.
Это и подтолкнуло меня писать о «Параграфе» в режиме онлайн. Подставиться под критику заранее. Получить ее не после, а до. Пустить энергию недоброжелателей на службу делу.
И за этот год я, конечно, всякого начитался: «Третья глава не понравилась совсем», «Несколько пресновато», «Печалит болезненно выпячиваемая политическая позиция, это дает благодатную почву для размышлений о персональных травмах автора». И так далее.
Но в то же время помощь сообщества сотен читателей оказалась просто бесценной. Реакция на каждую главу помогала мне оценить, насколько удается держать внимание. А благодаря отзывам было исправлено множество исторических и технических неточностей. Некоторые письма содержали ценные замечания, которые дополнили сюжет. Ну а сколько орфографических ошибок у меня нашли, я даже и говорить не буду. И редактор, наверное, уже не нужен.
В бизнесе часто говорят о пользе «обратной связи». И никто обычно не берется эту пользу оспаривать. Но я и по себе, и по другим заметил, что на деле люди стремятся этой обратной связи избегать — и в личном творчестве, и в профессиональной карьере. Потому что критика ранит — даже опытных профессионалов. Сложно научиться реагировать на нее отстраненно.
И поэтому, думаю, нужно под нее просто сознательно подставляться. Благо, что современные технологии со всеми этими блогами, рассылками, соцсетями предоставляют для этого так много возможностей, как никогда прежде.
Лично я после этого эксперимента решил для себя так: что бы я ни делал, нужно всегда искать возможность как можно раньше выставить свое дело под холодный душ критики.
Перекрыть горячую воду страшно, даже если по опыту знаешь, что после первого шока станет хорошо. И еще лучше — когда потом от души разотрешь себя полотенцем. «Включать критику» тоже страшно — но нужно. В итоге будет хорошо.
У книги о «Параграфе» уже есть название — «Пионеры Кремниевой долины». Она будет издана МИФом в этом году. Как вы наверное знаете, на странице книги можно прямо сейчас подписаться на уведомление о старте продаж. Но есть и другой вариант. Хотя рукопись еще в работе, ее уже можно читать — совершенно бесплатно. Для этого достаточно подписаться на мою рассылку. В приветственном письме я пришлю все готовые главы — их уже тринадцать — а потом буду присылать новые по мере готовности.
Герой книги — Степан Пачиков — один из самых известных российских айти-предпринимателей, предприниматель, визионер и потрясающий собеседник. А команда «Параграфа» совершила то, что и сейчас редко кому удается, — добилась настоящего мирового признания.
Ко всему прочему это еще и удивительная приключенческая история о путешествии из СССР в Кремниевую долину, полная как бизнес-инсайтов, так и просто смешных подробностей.
Если вам, как и мне, близка тема предпринимательства и стартапов и поэтика покорения мира, присоединяйтесь к сообществу читателей, которые уже активно участвуют в развитием проекта, читайте и пишите отзывы, даже если и не очень приятные. Глядишь, и поднимем всем миром качество книги с уровня газеты «Молотобоец» — хотя бы до New York Times.
Обложка поста: unsplash.com.