в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Постигая Agile
Какими навыками должен обладать Agile-тестировщик
6 февраля 2 850 просмотров
Постигая Agile
Какими навыками должен обладать Agile-тестировщик
6 февраля 2 850 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Тестировщики представляют информацию о продукте на основании тестов, и это позволяет определить задачи для команды. Что должен знать тестировщик, чтобы быть наиболее эффективным? На этот и многие другие вопросы отвечают авторы книги «Agile-тестирование».

10 принципов

Начнем с принципов, которыми, по мнению авторов, должен руководствоваться тестировщик. Эти правила касаются отношения и технических навыков.

  1. Предоставлять постоянную обратную связь.
  2. Создавать выгодные предложения для клиента.
  3. Создать условия для личного общения.
  4. Не бояться.
  5. Не усложнять.
  6. Постоянно совершенствоваться.
  7. Принимать перемены.
  8. Быть самоорганизованным.
  9. Сосредоточиваться на людях.
  10. Наслаждаться.

Т-образная схема навыков

Авторы часто получают вопросы типа: «Должны ли тестировщики в Agile-командах быть еще и программистами?».

Тестировщикам необходима Т-образная схема навыков, которую впервые придумал Дэвид Гест (Guest, 1991). Чтобы эффективно работать в любой команде, вы должны обладать навыками настолько же широкими, насколько и глубокими. Обширные знания не только в своей сфере позволяют продуктивно общаться со специалистами разных областей. Глубокое понимание и разнообразные методы в одной сфере способствуют внесению значительного вклада в работу команды.

Верхняя часть буквы «Т» у тестировщиков обычно включает технические навыки, например базовое понимание структуры системы, знание основного программного продукта и принципов дизайна, умение создавать простые запросы базы данных, а также обращаться с такими инструментами, как платформа управления проектом и исходным кодом (Integrated Development Environments, IDEs) и непрерывно интегрируемые (Continuous Integration, CI) панели инструментов.

Другие члены команды должны, помимо навыков в верхней части «Т», владеть основными понятиями тестировщика. Поверхностное владение материалом может быть приемлемо в определенных ситуациях.

Другие члены команды должны, помимо навыков в верхней части «Т», владеть основными понятиями тестировщика.
Глубина не менее важна широты знаний. Источник

Умение приносить прибыль требует, чтобы некоторые члены команды, возможно даже бизнес-аналитики, обладали более глубокими знаниями. Соберите весь коллектив, чтобы обсудить Т-образную схему навыков и варианты заполнения пробелов. Не забывайте о десяти принципах Agile-тестировщиков.

Отношение действительно определяет все.

Пример использования Т-образной схемы

Адам Найт, директор по QA и поддержке в Великобритании, рассказывает о своем опыте использования Т-образной схемы для создания команды квадратного типа.

Моя команда семь лет тестировала систему хранения большого объема данных на основе модуля SQL-­запросов, которая была бы совместима с разными операционными системами, главным образом с Linux. Одна из основных проблем, с которыми я сталкивался во время тестирований такого рода продуктов, — ряд необходимых навыков, требующихся для выполнения всех задач тестирования системы. Тестировщики должны были не только проверить продукт с точки зрения различных заинтересованных сторон, но создать и поддерживать различные схемы тестирования. Перечислим неко­торые навыки, которые нам требовались.

  • Знание Linux/UNIX для создания и поддержания тестовой среды и ее мониторинга, чтобы оценивать влияние софта.
  • Визуализация и знание принципов работы облачных систем хранения для расширения тестирования в условиях, кото­рые бы поддерживали многофункциональную механизиро­ванную среду.
  • Знание скриптов для постоянного развития и поддержания различных средств, необходимых для тестирования продукта с помощью инструментов командной строки.
  • Знание программирования для развития и поддержания средств, необходимых для функционального тестирования и масштаби­рования клиентского программного интерфейса, если он отли­чается от основного языка программирования C и C++.
  • Знание SQL и баз данных для понимания области применения и тестирования расширенного движка SQL на примере реаль­ных запросов.
  • Навыки исследовательского тестирования для определения и работы с рядом состояний и комбинаций операций, которые могут оказать влияние на уровне хранения данных.

Мы быстро поняли, что вряд ли найдем одного человека, обла­дающего всеми необходимыми навыками. Вместо этого я попытался набрать в команду тестировщиков, способных справиться с постав­ленными задачами. У каждого сотрудника должны были быть опре­деленные умения, позволяющие понимать продукт и основные под­ходы к тестированию.

Мы должны были быть уверены, что каждый способен включить­ся в решение наших приоритетных задач. Такие умения и служили дополнением к навыкам основных работников и всего коллектива.

Когда я впервые прочел о Т-­образной схеме, я понял: это то, что делали мы. Идея широкого спектра основных навыков, совмещен­ная с глубокими знаниями узкоспециальных умений, — это описание именно того сотрудника, которого мы искали. Так, мне очень повезло работать с одним тестировщиком, который довольно хорошо знал базы данных и SQL благодаря прошлому месту работы администра­тором баз данных (DBA).

Мы наняли человека, отлично разбирающегося в скриптах, для поддержания основных средств тестирования, подкрепленных прекрасными возможностями пользовательской отладки. Другой сотрудник замечательно разбирался в операционных системах. Это нужно было для создания условий тестирования, виртуальных кластеров, для облачного и Hadoop-­тестирования, а также продол­жительного тестирования и тестирования рабочих характеристик. На рисунке ниже показаны навыки тестировщиков.

Мы наняли человека, отлично разбирающегося в скриптах, для поддержания основных средств тестирования, подкрепленных прекрасными возможностями пользовательской отладки.
Схема из книги

На мой взгляд, в концепции Т-­образной схемы не хватает клю­чевого обоснования для подхода, который использовали мы. Пред­ставление о сотруднике, вписанном в Т­-образную схему, ограничено им самим. Я же думал над истинной силой тестировщиков, которая проявлялась, когда их навыки сочетались с командными так, как у нас. Эту концепцию я назвал «командой квадратного типа».

На мой взгляд, в концепции Т-­образной схемы не хватает клю­чевого обоснования для подхода, который использовали мы.
Схема из книги

Каждый нанятый нами тестировщик привносил в команду какой­-то уникальный навык. Некоторые из них были приоритетны при приеме на работу, другие могли не выделяться, но все равно присутствовали. К примеру, один тестировщик был не совсем очевидным кандидатом для работы над проектами внедрения с опытом работы в консалтинге. Од­нако его умения в составлении отчетов и анализ требований позволя­ли прекрасно понять желания заинтересованных сторон и установить соответствующие приемлемые критерии. Я также использовал отчеты этого работника по тестам как образец для остальных сотрудников. Если рассматривать таких специалистов вне контекста, их, возможно, не приняли бы на должность тестировщиков продуктов. Подходя к со­зданию команды комплексно, мы без проблем смогли ввести новых иг­роков. При этом все выигрывали от индивидуальных качеств каждого.

Важно оценивать и навыки команды в целом, и умения каждого сотрудника в отдельности.

Сплоченной команде по плечу любые задачи. Не бойтесь использовать знания, которыми обладают другие.

Из книги «Agile-тестирование»
Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи