в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от  доставляем бесплатно.
Культура для каждого
Как вести себя с пассивно-агрессивными коллегами
21 января 12 366 просмотров
Культура для каждого
Как вести себя с пассивно-агрессивными коллегами
21 января 12 366 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Коллега постоянно перебивает вас на совещаниях. Отпускает едкие комментарии. Говорит одно, а потом делает другое. В коридоре проходит мимо, не здороваясь. Когда же вы предлагаете ему обсудить это, изображает удивление, притворяясь, что никакой проблемы нет и вы все выдумали. Фух! Как же трудно работать с пассивно-агрессивными людьми!

Что можно сделать в такой ситуации? Как разобраться в сути проблемы, если коллега не хочет о ней говорить, но всем своим поведением демонстрирует недовольство? Делимся идеями из книги «HBR Guide. Эмоциональный интеллект».

Мнение экспертов

Пассивно-агрессивные реплики на деликатные темы или в случаях, когда о проблеме нельзя заявить прямо, в рабочем коллективе не редкость. «Время от времени все так делают», — утверждает коуч Эми Су.

Однако регулярное пассивно-агрессивное поведение — совсем другое дело. «Такие люди способны на что угодно ради получения желаемого, даже на ложь», — считает Энни Макки, основатель Института лидерства Teleos.

В таких случаях необходимы особые меры предосторожности, которые помогут вам и, надо надеяться, вашему противнику выполнить работу. Ниже — несколько полезных советов.

Не давайте вывести себя из равновесия

Если коллега притворяется, что ничего не происходит, или обвиняет вас в неадекватной реакции, как тут не разозлиться и не встать в оборонительную позицию! Но, по словам Макки, это не тот случай, когда клин клином вышибают. Сохраняйте хладнокровие.

Не давайте вывести себя из равновесия
Не теряйте самообладания. Источник

«Возможно, человек хочет вас спровоцировать на конфликт, чтобы потом вас же и обвинить, — поясняет Су. — Реагируя эмоционально, вы будете выглядеть — и чувствовать себя — глупо. Проявите себя как сильную личность».

Обдумайте вероятную причину такого поведения

Люди с укоренившимся пассивно-агрессивным поведением не всегда негодяи. Может быть, они просто не умеют общаться или боятся конфликтов.

Макки считает, что подобное поведение — это чаще всего способ «выразить эмоциональную позицию, не вступая в здоровое выяснение отношений».

В такой позиции есть и доля эгоцентризма. «Они ошибочно думают, что всем полагается знать об их чувствах и что их потребности и предпочтения важнее, чем у остальных», — объясняет Су.

Помните об этом, но не стремитесь выяснить все проблемы коллеги. «Воспринимайте его поведение как неумелое выражение эмоций в противовес конструктивному», — советует Су.

Признавайте свои ошибки

Скорее всего, в создавшейся ситуации есть и доля вашей вины. Подумайте, не являются ли какие-то ваши действия причиной пассивно-агрессивного поведения. «Признавайте свои ошибки», — учит Су.

Кроме того, убедитесь, что сами не поступаете аналогичным образом. «Такое случается даже с порядочными людьми, если они избегают каких-то действий и изливают эмоции травмирующим окружающих образом», — добавляет Су.

Смотрите на содержание, а не на форму

Вероятно, никому не хочется вставать на точку зрения коллеги, но попробовать стоит. Что он пытается выразить своими едкими комментариями? Почему на совещании соглашается с планом, а потом не выполняет его?

«Проанализируйте, что человек хочет до вас донести», — предлагает Макки. Может быть, он думает, что выбранный способ работы над проектом неудачен? Или не согласен с целями команды?

«Не все хотят и умеют публично излагать свои соображения», — считает Су. Распознав, какая проблема или вопрос кроются за выражением эмоций, вы сможете устранить причину.

Выясните основную проблему

Когда остынете и будете готовы к конструктивному разговору, обратитесь к коллеге еще раз. Скажите что-нибудь вроде: «Ты высказал дельное замечание во вчерашнем диалоге. Я понял тебя так…»

Помогите собеседнику выразить суть его беспокойства. «Пытаясь встать на его точку зрения, вы измените тон разговора», — объясняет Макки.

Выясните основную проблему
Постарайтесь найти настоящую причину недовольства коллеги. Источник

Обсуждайте только факты, не касаясь эмоций. «Не обращайте внимания на колкости, — советует Су, — иногда это просто способ быть услышанным».

Следите за речью

Какой бы оборот ни приняла беседа, не обвиняйте коллегу в пассивно-агрессивном поведении.

«Это только повредит делу», — уверена Макки. Су соглашается: «Это веское обвинение. Человека, уже стоящего в оборонительной позиции, оно только приведет в ярость. Не вешайте ярлыки и не судите».

Вместо этого Макки рекомендует припомнить, как проходили предыдущие разговоры с этим человеком и как они повлияли на вас и окружающих. Если на то есть основания, продемонстрируйте коллеге, как его поведение вредит важным для него вещам, например достижению целей коллектива.

Численное превосходство

Не обязательно разрешать проблему в одиночку. «Нормально поинтересоваться мнением других коллег, чтобы получить подтверждение, что вам все это не мерещится», — говорит Су.

Старайтесь вести разговор так, чтобы он выглядел конструктивной попыткой наладить взаимоотношения, а не сплетнями и злословием. Например: «Хочу спросить, что ты думаешь о замечании Сьюзан. Что она, по-твоему, имела в виду?».

Установите общие правила

«В коллективе можно установить правила здоровых отношений», — говорит Макки.

Договоритесь открыто высказывать недовольство и создавать модель честных взаимоотношений. Пусть все несут ответственность друг перед другом. Если проблемный коллега игнорирует соглашение, на совещании объявите, кто, что и когда должен делать, четко пропишите все действия.

Установите общие правила
Ответственность перед коллективом заставит капитулировать даже самых злостных нарушителей. Источник

Ищите помощи в трудных ситуациях

Если коллега продолжает регулярные нападки или мешает работать и окружающие подтверждают это, стоит принять более серьезные меры.

«Если у вас общий начальник, обратитесь к нему за помощью», — советует Макки. Скажите: «Многие замечали за Н такое поведение, и мне оно мешает выполнять работу». Но она предупреждает: «Разговаривать следует осмотрительно. Коллега может убедить начальника в своей правоте, или сам начальник предпочтет уйти от конфликта и делать вид, что ничего не замечает».

Защищайте себя

«Если ваши обязанности взаимосвязаны, следите за выполнением своей части работы и соблюдайте сроки, — рекомендует Су. — В переписке ставьте в копию других коллег. Не позволяйте этому человеку выступать от вашего имени и представлять вас на совещаниях и переговорах. После встреч записывайте все договоренности и план их выполнения».

Макки также предлагает вести записи: «Фиксируйте его действия, чтобы при необходимости предоставить примеры поведения. С фактами трудно спорить».

Лучше вообще избегать совместной работы с этим человеком и свести контакт к минимуму. Но если работать вместе все же приходится, то не оставайтесь наедине — на людях он, скорее всего, будет вести себя прилично.

Резюме

Запомните следующие правила.

Что делать

  • Подумайте, почему люди обычно так себя ведут. Возможно, что-то их не устраивает.
  • Воспринимайте только содержание того, что человек говорит, даже если форма оставляет желать лучшего.
  • Задумайтесь, какова ваша роль в развитии конфликта.

Чего не делать

  • Не теряйте самообладания, решайте все деловые вопросы спокойно, принимая во внимание только факты.
  • Не обвиняйте коллегу в пассивно-агрессивном поведении, это разозлит его еще больше.
  • Не надейтесь изменить его поведение. Вам вряд ли удастся избавить коллегу от пассивно-агрессивных привычек, но в ваших силах контролировать свою реакцию.

Больше о том, как находить общий язык с коллегами, справляться со сложными ситуациями на работе и управлять собственными эмоциями, читайте в книге «HBR Guide. Эмоциональный интеллект»

Обложка поста отсюда

 

Похожие статьи