Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Дверь в цифровой мир: ключи для бизнеса
21 декабря 2018 3 741 просмотр

Елена Исупова
Елена Исупова

Мы привыкли к невероятному: мгновенно получать информацию, пользоваться большими данными, работать бок о бок с роботами. Технологии трансформировали нашу реальность. Люди и компании получили колоссальные возможности для развития. Но как правильно использовать новые технологии и не прийти к провалу?

Авторы книги «Машина, платформа, толпа» Эндрю Макафи и Эрик Бриньолфсон облегчили бизнесу задачу и составили путеводитель по цифровому миру. Давайте приоткроем дверь.

Тенденции, которые все изменили



Машина, платформа, толпа

3 масштабных тенденции перевернули представления о бизнесе.

  • Быстро растут и расширяются возможности машин. Еще недавно считалось, что компьютер никогда не обыграет игрока в го. Даже лучшие мастера затруднялись объяснить, как они выбирают стратегию. В 2015 году благодаря машинному обучению программа AlphaGo сыграла матч из 5 партий с чемпионом Европы Фань Хуэем и выиграла со счетом 5:0.
  • Лидерами в разных отраслях становятся платформы. Обычно это молодые компании, владеющие приложениями и кодом, а не материальными активами и инфраструктурой. Пример: у службы такси Uber нет своих автомобилей, социальная сеть Facebook не создает контент, площадка для поиска съемного жилья Airbnb не обладает недвижимостью.
  • Все более значительной силой становится толпа. Так называют огромный объем знаний, опыта и энтузиазма, что распределен по всему миру и доступен онлайн.

Машине, платформе и толпе противостоят человеческий разум, продукты (товары и услуги) и ядро (накопленные знания, процессы, опыт и возможности). Говорит ли цифровая революция о том, что последние — устарели? По мнению авторов, нет. Но баланс сил изменился, а значит, стоит пересмотреть формы взаимодействия. Вот ряд возможных стратегий.

Ключ 1: позвольте машинам принимать решения

Человеческий ум гениален, но склонен к ошибкам. Почему? Мы интенсивно фильтруем входящий поток информации, а часть того, что отсеивается, полезна и важна. Не понимая чего-то до конца, мы заполняем пробелы в знаниях и порой принимаем додуманные подробности за истину. Действуя быстро, иногда выбираем непродуктивные решения.

Машина лучше анализирует информацию. Группа ученых под руководством психолога Уильяма Гроува нашла в литературе за 50 лет примеры прямых сравнений между оценками экспертов и прогнозами на основе компьютерного анализа. В 48% разницы не было: люди угадывали результат так же, как компьютер. В 6% были лучше. А в 46% действовали хуже, чем алгоритм!


Вперед, к новому партнерству разума и машины! — Источник.

Не будем петь дифирамбы машине: она может ошибаться, ей не присущ здравый смысл. Но на практике стоит дать алгоритмам и компьютерным системам право принимать решения, разрешить человеку при необходимости нажимать кнопку «стоп», сравнивать эффективность решений компьютера и людей.

Ключ 2: меньше предсказывайте, больше экспериментируйте

Мир бизнеса становится все более сложным, непредсказуемым, события быстро сменяют друг друга. Поэтому самые успешные компании уходят от долговременных прогнозов, многолетних планов и крупных ставок. Они выбирают краткосрочные циклы, эксперименты и тестирование.


Больше эксперимента, меньше долгосрочных прогнозов. — Источник.

Так, компания Adore Me, специализирующаяся на женском нижнем белье, обнаружила: продажи некоторых вещей удваиваются, когда модель позирует, запустив руку в волосы, а не держа ее на бедре. Вместо того чтобы тратить недели на экспертный анализ и споры, она стала тестировать варианты в сети. Получилось быстрее и точнее.

Идите небольшими шагами, постоянно получайте обратную связь, при необходимости вносите изменения в свои действия. Результаты могут быть удивительными.

Ключ 3: виртуализируйте процессы

Виртуализация распространяется все шире. Сети и удобные цифровые устройства есть почти везде. С появлением банкоматов клиенты все реже обращаются к сотрудникам банков, чтобы снять деньги со счета. Могут дистанционно просматривать документы, переводить деньги, оплачивать счета и решать другие задачи. Смартфоны позволяют делать это где угодно.

В Японии 90% работ по опрыскиванию растений производят беспилотные вертолеты. Rio Tinto стала первой компанией, использующей парк грузовиков с дистанционным управлением, чтобы перевозить железную руду на руднике в Австралии. Экономия за счет отсутствия нарушений, прогулов и пересменок делает парк машин-роботов на 12% более эффективным, чем такой же парк с водителями-людьми.

Подумайте: какую работу в вашей компании можно назвать бездумной, грязной, опасной и дорогостоящей? Чем больше таких признаков у какой-то деятельности, тем выше вероятность, что ее нужно передать цифровым машинам.

Ключ 4: опирайтесь на платформы и их сетевой эффект

Знаете умное определение платформ? Вот оно: платформы — это сетевые среды, которые пользуются преимуществами бесплатной, совершенной и мгновенной экономики. Они становятся суровыми конкурентами для традиционного бизнеса.

Мобильное приложение WhatsApp позволило людям отправлять сообщения по сети, а не с помощью SMS. Клиенты, для которых была важна цена, начали массово переходить на WhatsApp, и к 2016 году приложением активно пользовалось свыше миллиарда человек. Операторы мобильной связи были не в восторге, но мало что могли сделать. Со временем даже те владельцы смартфонов, что по-прежнему пользуются SMS, переключались на WhatsApp. Почему? Большинство людей, с которыми они хотели обмениваться сообщениями, уже использовали приложение, поэтому им пришлось принять правила игры. Это яркий пример того, что экономисты называют сетевым эффектом.

Чтобы найти точки роста, задумайтесь: где в вашей организации применима экономика информационных товаров с ее бесплатностью, совершенством копий и мгновенностью доступа к ним? Сколько предложений из тех, что делает ваша организация, можно предоставлять посредством облака?

Ключ 5: создавайте дополняющие товары

Дополняющие товары можно встретить повсюду: это лезвия и бритвенные станки, семена и удобрения, автомобили и покрышки.


Приложения — это дополняющие товары для смартфона. — Источник.

При этом если один товар из пары бесплатен, спрос на другой растет. Закономерный вопрос: разве бизнесмены — такие уж альтруисты, чтобы создавать бесплатные дополняющие товары? Вот несколько причин мотивации:

  • условно бесплатный бизнес (предлагаем бесплатный базовый уровень услуг, а дополнительные функции нужно оплачивать);
  • доходы от рекламы;
  • работа с клиентами (в октябре 2010 года Amazon разработала сервис, который позволяет владельцам iPhone делать снимок штрихкода на каком-либо найденном в магазине продукте, после чего приложение немедленно сообщает, нельзя ли этот товар найти дешевле на Amazon).

Решите, какие товары могли бы стать дополняющими для ваших предложений. Как вам лучше всего использовать эти товары, чтобы увеличить общий спрос? Если вы создаете платформу, какова ваша стратегия для курирования элементов, привносимых в нее сторонними игроками?

Ключ 6: собирайте толпу, чтобы создать полезный продукт

«Привет всем, кто использует Minix. Я делаю (бесплатную) операционную систему (просто хобби, ничего большого и профессионального типа GNU*) для 286 (486) AT‑клонов. Идея варится с апреля и уже близка к готовности… хотелось бы знать, какие функции нужны большинству. Приветствуются любые предложения, но не обещаю реализовать их :‑)» — такое сообщение разместил в сети в 1991 году Линус Торвальдс. Через несколько лет программист закончил писать операционную систему Linux.

История Linux демонстрирует несколько принципов, которые помогут сплотить толпу для свершения чего-то значимого. Сюда входят открытость, отсутствие креденциализма (отказ от точки зрения, что участвовать в проекте должны только те, у кого есть подходящая квалификация: дипломы, должности, рекомендательные письма, годы опыта, хорошие оценки), проверяемые и отменяемые правки, ясные результаты, самоорганизация и гиковская модель руководства.


Любые проблемы решить проще, если увеличить число и разнообразие занимающихся ими людей. — Источник.

Ответьте себе на вопрос: как и насколько эффективно вы используете толпу? В каких случаях вы поощряете открытую, проверяемую, самоорганизующуюся работу, основанную на отсутствии предвзятости и управляемую по гиковской модели?

Технология — это инструмент. Используйте его

В знаниях о цифровом, меняющемся, неуловимом мире трудно навести порядок. В книге «Машина, платформа, толпа» все разложено по полочкам. Авторы сразу предупреждают: они не дают окончательных ответов и стопроцентных рекомендаций. Но в то же время приводят примеры крупных компаний (их краха или процветания), помогают понять главные тенденции, разобраться в технологиях как в инструменте. А успех будет зависеть от того, как люди и бизнес используют полученные преимущества. Попробуем?

По материалам книги «Машина, платформа, толпа».

Обложка поста — pexels.com.

Похожие статьи