в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Заказы от   доставляем бесплатно.
Неочевидно
Эффект аудитории, или Почему лидерство делает нас лучше
4 октября 2018 1 099 просмотров
Неочевидно
Эффект аудитории, или Почему лидерство делает нас лучше
4 октября 2018 1 099 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Представьте, что вы участвуете в турнире по жиму лежа в трех вариантах — в группе, но без соревнований, в соревновании с другими студентами и индивидуально, но перед аудиторией. Как вы думаете, в каком случае результат будет выше всего? Мэт Фицджеральд в книге «Как сильно ты этого хочешь?» приводит удивительный вывод: оказывается, лучше всего мы выступаем, когда остаемся одни перед аудиторией! Почему так?

Желтая майка лидера

Любой велогонщик, надевавший желтую майку на «Тур де Франс» (за лидерство в общем зачете), — классный спортсмен. Однако многие из тех, кому это удавалось, обнаруживают, что, получив желтую майку, становятся еще лучше. Это явление даже послужило поводом для поговорки: «Желтая майка дает тебе крылья». В 2004 году Тома Воклер стал последним в длинной череде велогонщиков, которые выступали лучше своих возможностей, став обладателями почетного символа лидера гонки (хотя еще никому из получивших желтую майку столь неожиданно не удавалось владеть ею так долго).

Желтая майка вовсе не обладает волшебными свойствами. Это просто кусок ткани, и приписываемые ей «крылья» — не более чем дополнительные усилия. Желтая майка не меняет физические возможности велогонщиков, скорее она вдохновляет их использовать больше из имеющихся. Точнее говоря, она заставляет работать социальные инстинкты в человеке, и он начинает искренне верить, что способен на большее. Желтая майка ставит ее носителя в центр внимания, где и горечь поражения, и радость победы усилены во много раз, и таким образом поднимает планку того, к чему стремится лидер «Тура» на своем велосипеде.

Желтая майка вовсе не обладает волшебными свойствами. Это просто кусок ткани, и приписываемые ей «крылья» — не более чем дополнительные усилия.
Источник

Психологи называют это явление эффектом аудитории. В онлайн-ресурсе Psychology Dictionary он определяется как «влияние постороннего присутствия на поведение человека». Психологи считают, что аудитория включает так называемый социометр — механизм, затрагивающий множество областей мозга, в том числе переднюю островковую долю большого мозга и нижнюю лобную извилину. Этот механизм отвечает за то, чтобы люди отмечали и интерпретировали обращенное на них внимание окружающих и использовали эти данные для корректировки своего поведения таким образом, чтобы привлечь как можно больше положительного внимания.

В двух словах, эффект аудитории заставляет человека подтягиваться к более высоким стандартам.

Постеры на стенах

Согласно исследованию 2011 года, проведенному учеными Ньюкаслского университета и опубликованному в Evolution and Human Behavior, оказалось, что студенты более охотно убирают за собой посуду в университетской столовой, когда видят на стенах постеры, с которых некто подозрительно следит за ними. Эффект аудитории заставляет человека соответствовать более высоким стандартам не только в области морали, но и в любой целенаправленной деятельности, подвергающейся оценке. Мы, люди, так уж устроены, что хотим «быть хорошими», что бы мы ни делали в присутствии других.

В группе или индивидуально?

Это справедливо и в отношении тренировок и спорта. В 2003 году исследователи из Аризонского университета предложили добровольцам сделать жим лежа с максимально большим весом в трех вариантах: в группе, но без соревнований, в соревновании с другими студентами и индивидуально, но перед аудиторией.

Результаты, опубликованные в Journal of Strength and Conditioning Research, оказались шокирующими. Испытуемые поднимали значительно больший вес, когда оставались в одиночестве перед аудиторией, чем когда соревновались между собой, и выжимали самый маленький вес, когда делали это в группах без соревнования. Разница была огромная. В среднем студенты выжали на 13,2 процента железа больше перед зрителями, чем когда за ними не наблюдали.

Поощрения

Другое исследование показало, что эффект аудитории действует еще мощнее, если наблюдатели не просто смотрят, а активно поощряют испытуемого, как это случилось с Тома Воклером, когда на «Тур де Франс»-2004 он почувствовал поддержку мирового велосипедного сообщества. В обзоре, опубликованном в 2002 году в Journal of Sports Science, спортивные психологи из Пенсильванского университета измеряли максимальное потребление кислорода у атлетов на статической беговой дорожке в трех вариантах: со словесными поощрениями каждые три, одну минуту и каждые 20 секунд, а также при молчаливом наблюдении. Они не заметили разницы между молчанием и интервалом в три минуты, однако участники показали лучшие результаты с ежеминутными поощрениями и гораздо лучшие — с поощрениями каждые 20 секунд. Причина этого понятна. У атлетов отмечался наиболее высокий уровень лактата в крови в конце того эксперимента, где поддержка была наиболее частой.

Это доказательство того, что повышенные ожидания от результатов побуждают их работать усерднее и подобраться ближе к своему физическому пределу именно в этом тесте.

Данные открытия объясняют эффект родных стен, отмечаемый в любом спорте, в том числе множестве видов дисциплин на выносливость. Например, на лондонской Олимпиаде — 2012 британский бегун Мо Фара завоевал золото на дистанциях 5000 и 10 000 метров для Великобритании, проводившей Олимпиаду, и для неистовствовавшей на трибунах восьмидесятитысячной толпы болельщиков.
Мо Фара. Источник

Данные открытия объясняют эффект родных стен, отмечаемый в любом спорте, в том числе множестве видов дисциплин на выносливость. Например, на лондонской Олимпиаде — 2012 британский бегун Мо Фара завоевал золото на дистанциях 5000 и 10 000 метров для Великобритании, проводившей Олимпиаду, и для неистовствовавшей на трибунах восьмидесятитысячной толпы болельщиков. Судьба обеих медалей решилась на последнем круге, и каждый раз фанаты приходили в такое возбуждение, что их вопли физически толкали в спину Фару, летевшего впереди остальных претендентов. Забег на 5000 метров был вторым и дался особенно тяжело. После него Фара искренне поблагодарил своих болельщиков за эту победу: «Если бы не они, не думаю, что я смог бы так выложиться».

Мотивация

В исследовании 2014 года, проведенном Сэмюэлем Маркорой и опубликованном во Frontiers in Human Neuroscience, высказывается предположение, что общественное поощрение повышает результаты в спорте на выносливость не только потому, что побуждает атлета «выложиться больше» (или, на психобиологическом языке Маркоры, «позволяет переносить большее воспринимаемое усилие»), но еще и снижает воспринимаемое усилие при одинаковой интенсивности работы. В его эксперименте 13 добровольцев выполняли тест на велостанке с высокой интенсивностью до отказа. Каждый участник предпринял два заезда, в обоих случаях перед ними был экран, на котором периодически вспыхивали изображения человеческих лиц. Однако они исчезали так быстро, что участники эксперимента могли отмечать их лишь подсознательно.

В первом варианте на экранах показывали довольные лица, а во втором — мрачные. Поразительно, но испытуемые смогли крутить педали на 12 процентов дольше в эксперименте с довольными лицами. Однако здесь причина вряд ли кроется в более высокой мотивации. Скорее всего, созерцание довольных лиц поднимало настроение испытуемых и таким образом понижало уровень восприятия усилий.

Такое вторичное преимущество эффекта аудитории демонстрирует, что в деле замешано не только повышение мотивации атлетов. Чистые мотиваторы просто заставляют их работать интенсивнее. В то же время эффект аудитории (имеется в виду положительно настроенная аудитория) заставляет атлета не только интенсивнее работать, но и ощущать себя способным на большее. Именно через это вторичное влияние эффект аудитории действительно поднимает его ожидания относительно собственных результатов.

Поддержка

Исследования, подобные тем, что проводил Маркора, позволяют предположить, что соревнования за золотую олимпийскую медаль перед огромной толпой болельщиков у себя на родине — не единственно возможный способ ощутить действие эффекта аудитории. Любой атлет может легко добиться того же, выбирая соревнования, где за ним будут наблюдать многочисленные, положительно настроенные и активные болельщики. Вдоль трассы Нью-Йоркского марафона, проходящей по пяти районам города, выстраивается по меньшей мере два миллиона болельщиков. При всех прочих равных условиях атлет почти наверняка выступит лучше именно в этом случае — по сравнению соревнованиями с менее массовой поддержкой зрителей.

Исследования, подобные тем, что проводил Маркора, позволяют предположить, что соревнования за золотую олимпийскую медаль перед огромной толпой болельщиков у себя на родине — не единственно возможный способ ощутить действие эффекта аудитории.
Источник

Фактор того, кто именно поддерживает атлета, также влияет на силу проявления эффекта аудитории. В исследовании 1988 года, опубликованном в Psychophysiology, Стивен Бутчер из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии обнаружил, что атлеты-мужчины демонстрируют более низкие уровни восприятия усилий при работе на велотренажере с повышенной интенсивностью в тех случаях, когда экспериментатором оказывается женщина. Эти данные подкрепляются опытом большинства мужчин — участников Бостонского марафона, отмечавших особенный прилив сил от пребывания в знаменитом «кричащем тоннеле», образованном студентками колледжа Веллесли примерно на половине дистанции.

Даже недолговременное пребывание в желтой майке лидера может остаться единственным случаем в жизни для одного из миллиона велогонщиков, однако изобретательные спортсмены на выносливость найдут способ воспользоваться эффектом аудитории на соревнованиях любого уровня, чтобы поднять свои ожидания от результатов. Например, они могут нарочно выбрать более широко освещаемые соревнования, или попросить присутствовать на них родных и друзей, или даже участвовать в создании собственного фан-клуба в сети.

По материалам книги «Как сильно ты этого хочешь?»
Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Неочевидно

Похожие статьи