Сфокусироваться — значит сосредоточить внимание на том, что вы делаете. Этот навык можно использовать в любом виде деятельности: вождении машины, чтении, беседе, решении задачи, техническом обслуживании машин, самостоятельной или коллективной работе. Самое важное в применении фокуса состоит в том, что его нельзя настроить по принуждению.
Говорим о фокусировании, читая книгу «Работа как внутренняя игра».
Фокусы фокусирования
Из отчаянных стараний сосредоточиться ничего не получится: они вызывают разочарование, утомление и ограниченность видения. Фокус — результат интереса, а интерес не нужно принуждать.
Когда вы пытаетесь установить фокус, вы можете быть более подвержены влиянию отвлекающих факторов. Если вы сердитесь на себя из-за потери фокуса, то усиливаете фактор, отвлекающий вас от задачи. Но если вы заметили, что именно отвлекло ваше внимание, этого обычно достаточно, чтобы ослабить этот отвлекающий фактор и добиться большего фокуса.
Не следует полагать, что любое переключение внимания — это потеря фокуса. Если я научился замечать переключение внимания, я могу сказать, полезно ли оно для моей цели или отвлекает от нее. Когда вы за рулем, внимание постоянно переключается для получения всей информации, необходимой для того, чтобы ехать в безопасности и не сбиться с дороги. Такие переключения внимания не затрудняют вождение, а наоборот, важны для безопасной езды и могут быть использованы для усиления фокуса и повышения эффективности.
Простое осознание того, куда направлено внимание, улучшает ваш фокус. Заниматься фокусом означает полностью осознавать и запоминать значимые переменные. Когда вы замечаете, что вас отвлекает, приоритеты становятся яснее, фокус улучшается. По мере улучшения настройки фокуса уменьшается самовмешательство, неизбежно повышается результативность.
Сфокусированное общение
На работе одной из наиболее ценных сфер для применения фокуса является общение с другими людьми. Эффективная работа подразумевает хорошие коммуникации, и фокус внимания — важнейший элемент эффективного общения.
Начните с безоценочных наблюдений. Замечали ли вы когда-нибудь то, как развивается в вашей голове диалог во время общения с другим человеком?
Вы ловите себя на мысли, что уже знаете, что он собирается сказать, поэтому по-настоящему слушать его не нужно. Вы думаете, согласны ли вы с ним или нет, и репетируете свой ответ. Какую часть внимания отнимает этот внутренний диалог? О чем вы думаете, что вы чувствуете, когда получаете сообщение?
«Вот меня осуждают или критикуют за мою слабость» или «Вот с этим я не согласен». Слушатель попадает в цикл самовмешательства. Учащенное дыхание, раскрасневшееся лицо, напряженная поза и другие физиологические реакции нарушают гармонию его внутренней среды.
Нужно ли комментировать про себя или разучивать свой ответ, пока собеседник говорит? Что произойдет, если освободиться от механизмов контроля и уделить все свое внимание говорящему? Когда вы стараетесь слушать как можно внимательнее, собеседник замечает, что внимание обращено на него, и обычно начинает говорить и слушать более сосредоточенно. В результате качество общения для обоих участников может в целом улучшиться.
Слушаем и говорим
Фокуса нельзя добиться только благодаря дисциплине. Вам нужно позволить себе заинтересоваться собеседником. А это возможно только в том случае, если вы не допускаете мысли о том, что уже знаете, о чем идет речь.
Требуется масса внимания, для того чтобы понять, о чем именно говорит собеседник. Как было установлено исследователями, даже при передаче простой информации люди обычно не слышат, что говорят другие.
Усугубляя проблему, люди часто не говорят то, что имеют в виду. Смысл может быть замаскирован стремлением говорящего быть вежливым, избежать критики или произвести хорошее впечатление. Чтобы ухватить то, о чем на самом деле говорит собеседник, может потребоваться полный фокус. Поскольку наше внимание напрямую связано с нашей способностью понимать, а понимание людей, с которыми мы работаем, непосредственно связано со способностью хорошо работать (особенно в группах), трудно переоценить умение уделять все свое внимание, слушая других.
Верно и обратное. Говорение требует такого же фокуса, как и слушание. Разве мы говорим все, что приходит нам в голову, независимо от того, актуально это или нет? Фокус при говорении связан с тем, как вы излагаете свою мысль, чтобы ее поняли, оценили и сочли актуальной. Одна из причин, почему люди не любят деловые встречи, заключается в том, что они могут быть несфокусированны.
В этом случае можно с уверенностью считать, что когда первый говорил, второй, вместо того чтобы слушать, думал о том, что он собирается сказать. Если проанализировать поток таких разговоров в рабочей обстановке, можно прийти к достаточно удивительному выводу о том, насколько несогласованны и, похоже, непродуманны многие из них.
Трудно удерживать фокус и в том случае, когда человек в течение нескольких минут говорит то, для чего требуется несколько секунд.
По материалам книги «Работа как внутренняя игра».
Картинки: источник.