Креативная экономика — что стоит за этим понятием? Почему важно компаниям иметь в штате творческих людей, способных придумывать что-то новое и необычное? Юрген Саленбахер в книге «Создайте личный бренд» рассказывает о движении мировой экономики в сторону креативности.
Существует одна тенденция, характерная для сферы креативных услуг, таких как дизайн, маркетинг, разработка программного обеспечения или индустрия развлечений. Насколько большую роль они играют, можно понять, если сравнить темпы роста мирового экспорта традиционных услуг с темпами роста креативных услуг. Темпы роста традиционных услуг между 2000 и 2008 годами ежегодно увеличивались примерно на 13–15%, темпы роста креативных услуг, таких как реклама, архитектурное проектирование или аудиовизуальные сервисы, в тот же период ежегодно увеличивались на 17%. Эти данные отражают переход к экономике, ориентированной на услуги и основанной на знаниях; экономике, которая опирается на креативность отдельных людей в том, что касается доступности информации ради выгоды и создания ценностей для себя и других.
«создайте личный бренд»
Главное в ее парадигме — признание креативности, знаний и доступности информации как мощных двигателей для запуска экономического роста, способствующих развитию глобализации. И это, опять же, что-то новое: мы начинаем ценить креативность. Всего одна идея может обеспечить рост бизнеса компании. Доход от креативности может быть колоссальным. Креативность и способность к инновациям, то есть умение внедрять идеи в бизнес-контекст, служат основой креативной экономики, развивающейся в XXI веке.
Подготовленный на Конференции ООН по торговле и развитию «Доклад о креативной экономике — 2010» определил новую креативную экономику так:
- развивающийся концепт, основанный на ценности творчества;
- …способный вызвать экономический рост и развитие;
- …обладающий потенциалом для увеличения прибыли, создания рабочих мест и получения дохода от экспорта с помощью привлечения различных социальных групп, использования культурного многообразия и развития человеческого потенциала;
- сочетание экономического, культурного и социального аспектов с технологией, интеллектуальной собственностью и туризмом;
- совокупность основанных на знаниях экономических мероприятий, направленных на развитие и использующих междисциплинарный подход на макро- и микроуровнях мировой экономики.
Креативность — видеть новое в привычном. Источник
В основе креативной экономики лежат креативные предприятия, определяемые как:
- циклы разработки, производства и сбыта продуктов и услуг, которые используют креативность и интеллектуальный капитал как основные исходные данные;
- совокупность основанных на знаниях мероприятий, сосредоточенных на искусстве, но не ограничивающихся им, доход от которых обеспечивается за счет торговли или прав интеллектуальной собственности;
- соединение материальных продуктов и нематериальных интеллектуальных или творческих услуг с креативным контентом, экономической ценностью и определенными целями на рынке;
- новый динамично развивающийся сектор мировой торговли.
Ключевые фигуры, определившие и охарактеризовавшие креативную экономику, понимают этот термин шире. В 2001 году Джон Хокинс издал большую книгу о связи между креативностью и экономикой. Хокинс считает, что «ни креативность, ни экономика не есть что-то новое, однако новое — природа и масштаб взаимодействия между ними и то, как они сочетаются, чтобы создать уникальные вещи и материальные ценности».
К «креативным предприятиям» он добавил бы разного рода исследования и разработки в сфере науки и техники. Когда, беседуя с ним в Лондоне, я спросил его о значении креативной экономики, он просто ответил: «А что вообще останется, если вы уберете из экономики креативность?» Скорее всего, немного!
Ричард Флорида описал развивающийся социальный «креативный класс» профессионалов, ученых и представителей творческих профессий, высоко оценивающих индивидуальность, талант, разнообразие и открытость. Существование «креативного класса» порождает экономическую, социальную и культурную динамику, особенно в городских районах, которые называются «креативными городами». В таких креативных городах, считает Флорида, представители «креативного класса» находят «условия, которые необходимы им, чтобы думать, планировать и творчески использовать возможности». Его широкое определение креативного класса включает людей, занятых в сфере науки и инженерии, архитектуры и дизайна, образования, искусств, музыки и индустрии развлечений, а также более широкую группу креативных профессионалов из области медицины, финансов и закона — в общем, всех, в чьи экономические функции входит создание новых идей, новых технологий или нового контента. Он особо отмечает креативные услуги, которые бизнес оказывает бизнесу, — дизайн, рекламу и индустрию развлечений — не только в плане того, что они создают добавленную стоимость каждого продукта, но и в том смысле, что они служат проводниками инноваций практически во все индустрии. В связи с этим он утверждает, что «экономика переходит от корпоративно-ориентированной системы к той, которую двигают люди».
В экономике выросла ценность индивидуальности. Источник
Я бы продолжил мысль Джона Хокинса и Флориды и сказал, что общество и экономика в целом нуждаются в людях, способных думать, планировать и действовать творчески, чтобы решать проблемы, и что креативность тех, кто управляет странами, городами и компаниями, определяет будущий успех в разработке технологических, идеологических и социальных решений общественных проблем нашего времени. Креативность, которую раньше считали дополнительным плюсом, в сегодняшней глобальной экономике обязательна, поскольку она необходима для обеспечения культурного, экономического и социального развития.
По материалам книги «Создайте личный бренд»
Обложка поста: pixabay.com