В своей новой книге «Сверхнормальные» доктор наук Мэг Джей рассказывает истории людей, которые еще в детстве столкнулись с огромными испытаниями — от нищеты и алкоголизма родителей до физического насилия, — но, несмотря ни на что, стали преуспевающими взрослыми. Они взлетели до неожиданных высот, проявив чудеса психологической устойчивости. И у них есть чему поучиться.
Найдите силу внутри себя
В 1955 году психологи Эмми Вернер и Рут Смит начали новаторское исследование в области психологической устойчивости, которое длилось несколько десятилетий. Объектами изучения стали 698 младенцев из неблагополучных семей.
Некоторые родители были чрезвычайно бедны и не имели образования и работы. Члены многих семей страдали алкоголизмом или психическим заболеванием. Вернер и Смит выдвинули гипотезу, что чем с большими трудностями сталкиваются дети с первых дней существования, тем больше проблем у них будет по мере взросления.
Отчасти ученые были правы. Две трети младенцев, включенных исследователями в группу высокого риска, в возрасте десяти лет имели поведенческие проблемы либо трудности с учебой. В восемнадцать лет они страдали психическими заболеваниями или совершили то или иное правонарушение; многие девушки из этой группы рано забеременели.
Чего Вернер и Смит не ожидали, так это того, что треть детей из группы высокого риска стали «компетентными, уверенными и заботливыми взрослыми». Они получили хорошее образование и лучшую работу, чем их родители. Они сумели избежать наркомании и создали благополучные, любящие семьи. Вернер и Смит назвали этих людей «уязвимыми, но несокрушимыми».
Когда Вернер и Смит спрашивали самих «уязвимых, но несокрушимых» взрослых, чем они объясняют свой неожиданный успех, ответ был не таким уж удивительным: большинство утверждали, что их важнейший актив — решимость, боевой дух.
Они яростно боролись с ситуацией: бедностью, дискриминацией, наркоманией, буллингом, несправедливостью… Неудача, по их словам, им не подходила, потому они не могли оставить все как есть.
Как правило, люди, сумевшие справиться с тяжелой жизненной ситуацией, описывают себя такими словами:
Я по натуре боец.
Я решительный.
Я упорный.
Я никогда не сдаюсь.
Я просто продолжаю, несмотря ни на что, идти своим путем.
Я мощно мотивирован.
В трудный момент я собираюсь с силами и иду напролом.
Когда меня загоняют в угол, я всегда нахожу выход из ситуации.
В этом секрет тех, кто добился успеха вопреки трудностям (а может, и благодаря им). В любой ситуации «несокрушимые» чувствуют себя борцами за выживание, смело сражаются с проблемами и всегда доводят начатое до конца. В глубине души они наотрез отказываются смириться с поражением. Происходящее вокруг не так уж важно, потому что в своем внутреннем мире такие люди непобедимы.
Направьте гнев в нужное русло
Пол — инженер-ядерщик и молодой офицер ВМФ. Внешне он похож на супергероя. Его мышцы немного выступают под рукавами футболки. Он красив, безупречно аккуратен и дружелюбен, но при этом всегда начеку. Он производит впечатление человека, который успешно справится с любой чрезвычайной ситуацией
Трудно поверить, что в школе Пол был объектом для насмешек и издевательств. На обеде дети поворачивались к нему спиной. Они наступали ему на ноги; сговаривались и гудели в ладошки, когда он говорил; плевали на его стул и оставляли обидные записки. Они обзывали Пола всеми скверными словами, которые узнавали по мере взросления, а после занятий забрасывали его камнями.
В один «прекрасный» день камень угодил ему в голову. Когда мальчик вернулся домой с окровавленным глазом, мама сказала, что, судя по всему, семье все же стоит переехать и перевести Пола в другую школу.
«У меня такое впечатление, что эти дети издеваются надо мной!» — донеслось до Пола тем вечером из-за закрытой двери спальни; мама плакала и жаловалась папе. Услышав эти слова, Пол вдруг остро осознал несправедливость происходящего и поразился этому. В тот момент он решил, что никуда не переедет.
На следующий день Пол вернулся в школу и начал свою внутреннюю битву за самоуважение. Как он сам объясняет: «Я просто отказался принимать то, что они обо мне говорили, за чистую монету».
Ему хотелось быть сильным не только психологически, но и физически. И Пол начал ходить на дзюдо. А по выходным он надевал футболку с супергероем и пробегал сначала две мили, затем четыре, затем шесть. Порой мальчик представлял себе, что тренируется, готовясь к апокалипсису. Иногда видел себя непобедимым. Судя по всему, спорт и физическая активность успешно защищали его от депрессии и тревог.
Как именно маленький Пол заставил себя бороться с негативными обстоятельствами? «Я сильно рассердился, — отвечает он на этот вопрос. — Я понял, что то, что одноклассники делают со мной и моей семьей, совершенно неправильно, и это меня разозлило. Гнев и стал моей главной движущей силой».
Так уж сложилось, что гнев считается особенно плохой эмоцией; негативное отношение к нему просматривается во многих древних изречениях. Возьмите, например, слова, предположительно принадлежащие Сенеке: «Гнев — это кислота, которая может нанести больше вреда сосуду, в котором она хранится, нежели тому, на кого она изливается».
Однако совсем недавно ученые высказали предположение, что эмоции вообще не следует делить на хорошие и плохие; что, возможно, каждая из них играет в жизни человека исключительно важную роль.
И действительно, если счастье позволяет нам наслаждаться жизнью, когда все идет хорошо, то гнев — это сигнал о том, что что-то пошло не так. Что вам больно. Что нарушен правильный ход вещей.
Чтобы извлечь из гнева пользу, вы должны разозлиться на саму ситуацию (а не на людей), отказаться от амплуа жертвы и сыграть активную роль в решении проблемы. Такое перенаправление энергии на конструктивную деятельность не только позволяет добиться успеха, но и помогает исцелиться от самых разных психологических травм.
Совершите побег
Если вы не можете изменить какие-то плохие вещи, которые с вами случаются, то, во всяком случае, способны варьировать количество уделяемого им внимания. Нет ничего зазорного в том, чтобы на некоторое время дистанцироваться от проблем. Многие люди с устойчивой психикой стараются минимизировать негативное влияние сложных жизненных обстоятельств, отстраняясь от хаоса.
Один из эффективных способов отключиться от одной части своей жизни — максимально настроиться на другую. Полностью погружаясь в захватывающую деятельность, мы забываем о проблемах, больших и малых. Мы с увлечением слушаем музыку. С головой уходим в книгу или фильм. Играем на музыкальном инструменте. Мечтаем и фантазируем. С энтузиазмом занимаемся спортом или хобби.
В своих мемуарах Instrumental («Инструментальное») классический пианист Джеймс Роудс вспоминает о собственном побеге от боли сексуального насилия в детстве; он уходил в музыку: «В школе было несколько репетиционных со старыми разбитыми фортепиано. Они стали моим спасением. Я бежал туда каждую свободную минуту».
Мисти Коупленд, первая женщина-афроамериканка, ставшая примой Американского театра балета, в мемуарах пишет о танце как о своем способе забыть о реалиях несчастливого детства: «Каждый раз, когда я танцевала, каждый раз, когда я творила, мой разум прояснялся. Я не думала о том, что сплю на полу, потому что у меня нет кровати, что новый друг моей матери может стать моим очередным отчимом или что нам, возможно, не удастся наскрести достаточно денег, чтобы купить еды».
Мисти Коупленд. Источник
Известного швейцарского философа Жана Пиаже воспитывала мать, страдавшая психическим заболеванием. Мальчик справлялся с непредсказуемостью ее настроения и дистанцировался от реальности, погружаясь в упорядоченный мир науки.
«Одним из прямых следствий скверного психического здоровья моей матери, — писал Пиаже, — было то, что я очень рано отказался от игр ради серьезной работы; я делал это, во многом подражая отцу (ученому на редкость кропотливого и критического склада ума, который научил меня ценить систематический труд), а также для того, чтобы найти убежище в приватном, невыдуманном, настоящем мире».
В сущности, исследователи уже подтвердили, что поглощающие внимание задачи и заботы способны оказывать позитивное влияние: они уменьшают стресс, укрепляют чувство безопасности и контроля, восстанавливают нейтральное настроение, после того как с нами происходит что-то скверное, а иногда приводят к поистине потрясающему ощущению «потока».
Еще один эффективный способ трансформировать свою реальность — погрузиться в мечты или фантазии хоть на несколько мгновений, а порой и до того момента, когда становится доступной какая-либо другая форма побега.
Конечно, чрезмерное витание в облаках вряд ли можно считать конструктивным, но целенаправленное и гибкое прибегание к воображению помогает выжить в сложной реальности. Фантазии — это важный источник надежды, которая, в свою очередь, мотивирует нас стремиться к успеху.
«Я никогда не знала точно, буду ли жива завтра, но с наступлением вечера стояла у окна, воображая огни Нью-Йорка, — вспоминала свое детство участница одного из исследований. — Я часами сидела и представляла себе, как попадаю в этот великий город».
Вы можете сосредоточить фантазии на определенной картине или моменте. На работе, о которой вы мечтаете. На далеком большом городе. На тихом уютном доме. На безопасных, надежных взаимоотношениях. На квартире со швейцаром. На красном автомобиле. Чем конкретнее образы будущего, тем лучше. Это не просто средство отстранения от несчастливой реальности, но и проактивный способ подготовки к борьбе.
По материалам книги «Сверхнормальные»
Обложка поста отсюда