Сегодня геймерское онлайн-сообщество насчитывает сотни миллионов человек по всему миру. И это неудивительно. Игры предоставляют нам захватывающие задачи и помогают укрепить социальные связи. Они эффективно мотивируют нас и позволяют максимально использовать наш потенциал. А еще они делают нас счастливыми.
Реальность, как правило, намного скучнее. Но любое занятие (даже уборку!) можно превратить в увлекательную игру. Для этого нужно лишь знать основные принципы гейм-дизайна.
Взаимодействие с вашими товарами и услугами тоже может стать развлечением. Придумайте, как этого добиться, и у вас появится множество преданных клиентов. Ниже — несколько идей и примеров из книги «Реальность под вопросом».
Признаки хорошей игры
Самые притягательные игры обладают стандартным набором характеристик:
1. Цель. Это конкретный результат, к которому стремятся игроки. Цель должна быть понятной, достижимой, интересной и воодушевляющей.
2. Правила, устанавливающие ограничения на способы достижения цели.
3. Система обратной связи, которая постоянно сообщает игрокам, насколько они близки к достижению цели. Информация может быть представлена в виде очков, уровней, счета. Когда геймер видит свои успехи, это стимулирует его продолжать игру.
4. Четкие, сложные задачи. Игры побуждают нас преодолевать препятствия и помогают найти лучшее применение нашим сильным качествам. И мы от этого в восторге! Как показывают исследования, ничто не делает нас счастливее, чем преодоление трудностей.
5. Возможность почувствовать себя частью большого сообщества. Нам нравится взаимодействовать с людьми, которых интересует та же глобальная цель, что и нас, какой бы условной она ни была. В этом заключается секрет успеха многопользовательских игр.
6. Добровольное участие. Каждый игрок должен осознанно и самостоятельно принять цель, правила и систему обратной связи. Право вступить в игру или выйти из нее гарантирует, что заведомо напряженная и трудная работа (решение каверзных задач) будет воспринята как безопасное и приятное занятие.
Все эти элементы можно использовать, чтобы создать игроподобную систему, которая будет подталкивать людей в нужном вам направлении. Рассмотрим, как это выглядит на практике.
Система Nike+
Система Nike+ — мотивационная платформа, невероятно популярная среди тех, кто любит бегать.
Безусловно, бег сам по себе награда. Вы чувствуете прилив энергии, развиваете выносливость, сжигаете калории, становитесь сильнее. Система Nike+ предназначена для того, чтобы добавить еще один уровень внутренней мотивации.
Вот как это работает. Недорогой датчик размещается в подошве почти всех стандартных кроссовок Nike. Он включается во время движения и обменивается данными с вашим iPod, сообщая, с какой скоростью вы бежите и какое расстояние уже преодолели.
Пока вы бежите, на экране iPod в реальном времени отображается ваша статистика. Ускорение сразу же приносит внутреннее удовлетворение, поскольку вы видите, как меняются показатели.
По возвращении домой вы можете подключить iPod к компьютеру, после чего система Nike+ загрузит данные и добавит их в ваш профиль. Тут в игру вступает онлайн-вознаграждение. Каждый километр, который вы пробежали, приносит вам одно очко; набрав достаточно очков, вы повышаете уровень.
В настоящее время в Nike+ предусмотрено шесть уровней: желтый, оранжевый, зеленый, синий, пурпурный и черный.
На основании данных, собираемых датчиком Nike+, вы можете завоевать еще и индивидуальные онлайн-трофеи за лучшее время и бег на самую длинную дистанцию, а также получить поощрение за то, что добились тренировочных целей.
Вы можете хранить беговой профиль в секрете или, наоборот, объявить о своих достижениях друзьям по Nike+ и Facebook, и даже всему миру в Twitter.
Еще одна мотивационная функция Nike+ — «песня, заряжающая энергией». Это музыкальный эквивалент аптечки или усиления в видеоигре. Каждый раз, когда вы нуждаетесь в приливе энергии или дополнительной мотивации, просто нажимаете центральную кнопку своего iPod. Этот быстрый жест автоматически запускает вашу любимую, заранее установленную песню для бега.
Сложите все это — статистику в реальном времени, систему повышения уровня, личные достижения и собственную песню, заряжающую энергией, — и Nike+ станет первоклассной беговой игрой, в которой используется лучшая система обратной связи и вознаграждения, чтобы помочь вам прилагать максимум усилий.
Двухмиллионное онлайн-сообщество, сформировавшееся вокруг системы Nike+, превращает ее в нечто поистине впечатляющее: это не просто беговая игра, а массовая многопользовательская беговая игра.
Любой желающий может создать челлендж и пригласить кого угодно сыграть вместе. Эта функция позволяет включить личные цели бегуна в широкий социальный контекст, что придает каждой пробежке больше смысла.
Ни одна хорошая массовая многопользовательская игра не обходится без аватара. Nike+ не исключение. Присоединяясь к сообществу Nike+, вы должны создать своего Мини; этот аватар — ваш «маленький партнер по бегу». Можете сделать его похожим на себя.
Уровень энергии и анимация аватара зависят от вашей беговой активности. Если у вас было несколько хороших дней, ваш Мини восторжен и подвижен. Если в течение пары недель вы бегаете меньше, Мини выглядит недовольным и унылым и поддразнивает вас за то, что вы лентяй.
Согласно результатам исследований, обратная связь с помощью аватара чрезвычайно эффективна. Например, недавний эксперимент показал, что наблюдение за тем, как похожие на нас аватары сбрасывают или набирают вес, пока мы выполняем физические упражнения, заставляет тренироваться дольше и усерднее.
Хотите, чтобы клиенты активнее пользовались вашими услугами и товарами? Попробуйте придумать собственную систему «плюс», при помощи которой люди будут определять свой прогресс, ставить цели, принимать вызовы и поддерживать друг друга в реальной жизни так же, как в играх. Этот метод можно применить почти к любому делу: приготовление пищи (Cooking+), чтение (Reading+), музыка (Music+), социальная жизнь (Social Life+) и так далее.
Foursquare
Foursquare — приложение, разработанное для того, чтобы побудить игроков вести более активную социальную жизнь.
Для участия в Foursquare вы просто открываете приложение каждый раз, когда приходите в общественное место, которое кажется вам интересным, а затем сообщаете системе о своем местонахождении. Это процесс называется check-in. Вы можете чекиниться в ресторане, баре, кафе, музее или любом другом месте.
Всегда, когда вы отмечаетесь, сервис Foursquare оповещает об этом ваших друзей, чтобы они могли к вам присоединиться, если у них есть время и они находятся неподалеку.
К середине 2010 года более миллиона человек обменивались данными о своей социальной жизни посредством этого приложения.
Самый популярный элемент Foursquare — челлендж под названием «Мэр». Правила гласят: «Если вы отмечались в каком-то месте чаще, чем кто-либо другой, мы назначаем вас мэром этого объекта. Но как только кто-то другой сделает больше отметок, вы потеряете свое положение».
Когда вы становитесь мэром, Foursquare сообщает об этом вашим друзьям и поздравляет вас.
Более того, некоторые бары и рестораны делают специальные предложения действующему мэру — например, Marsh Café в Сан-Франциско предоставляет бесплатные напитки. Со стороны кафе это умный ход: у игроков появляется дополнительный стимул каждый вечер приходить туда с друзьями, чтобы попытаться получить или сохранить свой статус.
Сегодня сотни общественных мест — от зоопарка Сакраменто до ресторана быстрого питания Wendy’s в студенческом клубе Университета Северной Каролины — предлагают игрокам Foursquare скидки или бесплатные услуги.
Почему людей так прельщает перспектива стать мэром? Потому что это дает повод чаще делать то, что и так любишь, — проводить время в местах, где особенно комфортно.
Foursquare — это еще и система личных достижений. Вы можете получить виртуальные трофеи, когда отмечаетесь в десятом, двадцать пятом, пятидесятом и сотом месте города, а также заработать беджи — например бедж Entourage, если отметитесь в то же время в том же месте, что и минимум десять ваших друзей по Foursquare.
Конечно, истинное вознаграждение — это позитивные эмоции, новые впечатления и социальные связи. Foursquare не заменяет их, а просто привлекает к ним внимание.
Игра вроде Foursquare может подтолкнуть людей в нужном направлении и помочь им приложить максимум усилий там, где есть шанс получить вознаграждение в реальном мире.
Jetset и Day in the Cloud
Многие люди боятся летать. Что помогло бы им избавиться от этого страха? Забудьте о бонусных милях. Возможность лишний раз сесть в самолет не сделает счастливыми тех, кто старается избегать полетов.
Другое дело — программы внутреннего вознаграждения. Если превратить самолеты и аэропорты в площадки для игры, пассажиры будут с нетерпением, а не страхом ждать путешествия. И даже самые мнительные начнут летать чаще.
Именно с этой целью были созданы две новые игры для авиапассажиров — Jetset и Day in the Cloud.
Jetset — первая в мире видеоигра для аэропортов. Это анимационный симулятор очереди на прохождение контроля безопасности. Загрузите игру на iPhone, и на экране вы увидите, как пассажиры направляются к металлоискателю, а виртуальный багаж проходит через рентгеновский аппарат.
Ваша задача — играть роль агента службы безопасности. Коснитесь экрана, чтобы конфисковать запрещенные предметы и обыскать подозрительных пассажиров. Но учтите, если будете действовать слишком медленно, пассажиры опоздают на рейсы; если слишком быстро, можете пропустить запрещенный предмет или подозрительного человека.
Чем дольше вы играете, тем длиннее становится очередь, быстрее движется багажная лента и труднее отслеживать новые ограничения, такие как «нельзя перевозить прессованный сыр», «запрещено перевозить змей», «нельзя перевозить формы для пудинга», «запрещено перевозить роботов».
Официально повысить свой уровень и разблокировать призы в виде сувениров можно только в настоящих аэропортах. Это связано с тем, что Jetset использует данные GPS с вашего телефона.
Если ваши фактические координаты совпадают с координатами сотни аэропортов, включенных в базу данных Jetset, вы получаете доступ к настраиваемому уровню игры. Пройдите его — и вы разблокируете местное достижение, или, на жаргоне Jetset, сувенир.
Например, в международном аэропорту Альбукерке Sunport вы можете заработать виртуальный стручок зеленого перца чили, а в международном аэропорту Лос-Анджелеса — огромные солнцезащитные очки.
Чем больше аэропортов вы посещаете, тем больше предметов добавите в свою коллекцию трофеев. А если вы всегда летаете между одними и теми же аэропортами? Тогда можете проходить все более сложные уровни и зарабатывать элитные местные сувениры.
Ничто не олицетворяет бессмысленное, но обязательное занятие лучше, чем ожидание в очереди на прохождение контроля или посадку в аэропорту. Однако Jetset — особая, добровольная миссия. Сосредоточившись на ней, вы можете в одночасье изменить свое умонастроение.
Как показывает практика, хорошая игра способна превратить любое место в источник положительных эмоций. Только представьте перспективы! Даже ожидание приема у стоматолога или поездка на общественном транспорте могут стать приятным времяпрепровождением.
Если непременно приходится переживать расстраивающий опыт, то верный способ его улучшить — создать хорошую игру, которую люди смогут пройти только в этом месте.
С аэропортами все понятно. А как насчет пребывания в воздухе?
Возьмите два обычных рейса, совершающих полет в одно время в противоположных направлениях между двумя аэропортами, и выставьте их друг против друга в эпическом онлайн-сражении, участникам которого предстоит проявить смекалку и креативность. После приземления победителями становятся все пассажиры самолета, набравшего максимальное количество очков. Это описание челленджа Day in the Cloud.
Игра Day in the Cloud использует преимущества современной системы развлечений на борту самолетов Virgin America; в нее включен чат для взаимодействия и мгновенного обмена сообщениями между пассажирами, Google-карта в реальном времени, где отображается информация о местоположении, высоте и скорости, а также вайфай-доступ в интернет для ноутбуков, мобильных телефонов и КПК.
Как только самолет поднимается выше трех тысяч метров, пассажиры могут подключиться к сети, зарегистрироваться и присоединиться к игре, состоящей из нескольких десятков головоломок и креативных челленджей.
Задания подобраны таким образом, чтобы за время полета их было практически невозможно решить в одиночку. Пассажирам рекомендуют работать вместе, делиться и побеждать в различных челленджах, а также обмениваться полученными решениями.
Когда самолет снижается на высоту менее трех километров, подводится итог и счет сообщается пассажирам обоих самолетов. Сотрудники Virgin America встречают победителей у трапа как героев.
Все это создает в воображении довольно яркий образ: два самолета, летящие один на север, другой на юг на скорости сотни километров в час, пытаются решить за облаками одинаковые задачи.
Если вы хорошо спите или работаете во время полета либо можете расслабиться и почитать книгу, вам будет нетрудно просто игнорировать игру. Однако для миллионов людей совершить полет — проблема. Путешествия в воздухе вызывают у них невообразимый стресс, тревогу или скуку. Игра позволяет в корне изменить ситуацию.
Игры помогают людям меньше страдать и больше наслаждаться происходящим. Если им сложно пережить какое-нибудь событие, постановка увлекательных целей, отслеживание очков, уровней и достижений, а также обеспечение виртуального вознаграждения облегчают это.
Это лишь несколько примеров, как добавить элемент игры в бизнес и вызвать интерес клиентов. Вы можете придумать что-то совершенно новое, ориентируясь на специфику своей работы, или трансформировать существующие проекты под собственные нужды. В любом случае геймификация — отличный способ превратить взаимодействие с вашей компанией в веселье, которое не хочется прекращать.
Больше о том, почему мы любим игры и как с их помощью изменить мир к лучшему, читайте в книге Джейн Макгонигал «Реальность под вопросом».
Обложка поста отсюда