Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнесс изучили стиль работы самых выдающихся представителей широкого круга профессий. Оказалось, что достигать превосходных результатов абсолютно в любой сфере деятельности позволяют несколько общих принципов. Вот три из них.
Мастерство приходит в борьбе
В серии экспериментов ученики средних и старших классов, которых заставляли сначала подумать над сложными задачами по математике, а только потом обращаться за подсказкой к учителям, демонстрировали лучшие результаты, чем те, кто получал помощь сразу. Авторы этих исследований пришли к простому элегантному выводу: мастерство приходит в борьбе.
Рост всегда возникает в точке сопротивления. Источник
Это же верно и для спорта. Бегун, который старается побить личный рекорд, баскетболист, тренирующий новый прием, серфингист, пытающийся оседлать огромную волну, — достижения становятся результатом яростной борьбы и дискомфорта.
Вот что, к примеру, рассказывает Ник Лэмб, один из лучших серфингистов в мире: «Во время тренировки я пытаюсь покорить волну, которая меня пугает. Вы развиваетесь только тогда, когда выходите за пределы зоны комфорта. Дискомфорт — это путь к личному развитию и росту. Это противоположность довольству собой».
Чтобы добиться успеха, нужно постоянно бросать себе вызов. Источник
Когда мы учимся чему-то, между нейронами головного мозга образуются новые соединения. Сначала они слабы (как буквально, так и фигурально), поэтому навык дается нам с трудом, не важно, зубрим ли мы грамматическое правило или пытаемся использовать недоминирующую руку при игре в баскетбол.
Хотите постепенно совершенствоваться в своем деле? Начните рассматривать стресс как нечто положительное, даже желательное. Слишком тяжелый или непрекращающийся стресс может быть опасен, но правильная его доза служит мощным стимулятором роста.
Текущая задача должна находиться слегка за пределами имеющихся у вас навыков. Внутренний голос, шепчущий «Кажется, у меня не получится», — знак того, что вы на верном пути. Эта концепция применима практически ко всему, будь то тренировка, исполнение музыкальной пьесы или подготовка офисного проекта.
Совет! До того, как заняться чем-то, в чем вы хотите продвинуться, поищите задачи, с трудом поддающиеся решению. То есть тот вид деятельности, который вывел бы вас из зоны комфорта и заставил найти точку сопротивления для роста.
Глубокая концентрация — основа успешного обучения
В начале 1990-х годов психолог-бихевиорист Андерс Эрикссон пытался понять, как люди достигают высоких результатов в избранных ими областях. В то время было принято считать, что все дело в опыте. То есть чем дольше вы чем-либо занимаетесь, тем лучше у вас это должно получаться.
Исследование показало, что все обстоит несколько иначе. Эрикссону попалась на глаза малоизвестная научная работа, в которой говорилось, что профессора физики в университете Беркли (Калифорния) не могли превзойти собственных студентов при решении задач.
Эрикссон продолжил копаться в малоизвестных исследованиях и натыкался на все более удивительные результаты. Например, стаж психологов не имел корреляции с тем, каких успехов они добивались при работе с пациентами.
В каждой из исследованных областей, начиная с дегустаторов вин и заканчивая финансовыми инвесторами, опыт не оказывался критическим показателем, определяющим ведущих специалистов.
Опыт и компетенция не идут рука об руку. Источник
Так что же, если не опыт, делает человека экспертом? Чтобы выяснить это, Эрикссон с командой исследователей изучил жизнь студентов-скрипачей из Всемирной академии музыки.
Как показали наблюдения, почти все студенты репетировали около 50 часов в неделю. Но лучшие из них много времени уделяли определенной задаче и полностью посвящали себя ей. Они игнорировали любые помехи и почти никогда не работали чисто механически, то есть занимались куда более осознанно, чем все остальные.
Эрикссон и его команда начали изучать других профессионалов: спортсменов, художников и интеллектуалов. И каждый раз убеждались в одном: не опыт определял лучших, а объем обдуманной практики.
Популярное правило гласит: чтобы стать профессионалом в определенной области,
нужно потратить на ее изучение около 10 тысяч часов. Однако исследования показывают, что результат зависит не от того, сколько времени вы практикуете, а от того, как вы это делаете.
Лучшие из лучших активно ищут трудновыполнимые задания, слегка превышающие их текущие способности. Но это только полдела. Самая важная отличительная черта осознанного обучения — глубокая концентрация.
Совет! Выполняя конкретную задачу, посвящайте ей все свое внимание и выкладывайтесь на сто процентов. Не распыляйтесь на несколько дел сразу, фокусируйтесь только на чем-то одном. Постарайтесь не отвлекаться на телефон, электронную почту, разговоры с коллегами и другие посторонние занятия.
Нагрузку необходимо чередовать с отдыхом
Напрягать себя утомительно. Пора признать, что существуют пределы нагрузки, которую мы способны вынести. Если превысить этот предел, то хороший, продуктивный стресс может стать вредным.
За годы наблюдения за мастерами своего дела Эрикссон обнаружил, что лучшие работники во всех сферах не способны заниматься интенсивной работой и глубоко концентрироваться дольше двух часов.
Чтобы избежать выгорания, профессионалы высочайшего уровня разделяют рабочее время на отрезки длительностью от 60 до 90 минут, которые перемежают краткими перерывами.
Чем тяжелее задача, тем дольше должен быть перерыв. Источник
Хотя работа Эрикссона концентрируется в основном на людях творческих профессий и спортсменах, новые исследования подтверждают справедливость его заключений и для офисной работы.
Недавно международная технологическая компания Draugiem Group захотела узнать, какими привычками отличаются их самые успешные сотрудники. В результате выяснилось, что лучшие специалисты придерживаются определенного режима: они проводят в среднем 52 минуты полностью погруженными в свои задачи, а затем делают перерыв на 17 минут.
Другие компании также изучали и анализировали работу своих служащих. Результаты оказались схожими.
- Самые продуктивные работники на мясоперерабатывающем заводе следовали часовым циклам: 51 минута работы и 9 минут перерыва.
- Сельскохозяйственные рабочие показывали лучшие результаты при циклах в 90 минут: 75 минут работы и 15 минут перерыва.
- Исследования трудовых привычек работников умственного труда выявили эффективные циклы в 50 минут интенсивной работы с семиминутными перерывами.
Эти приливы и отливы идут вразрез с привычным представлением о необходимости либо бесконечно вкалывать, либо все время метаться между несколькими задачами средней сложности. Не годится ни один из этих традиционных подходов. Первый ведет к психологической, когнитивной и эмоциональной усталости. Второй — к недостаточной производительности.
Совет! В течение дня чередуйте интенсивную работу с передышками. Для высокой продуктивности вам потребуется 7–20 минут отдыха через каждые 50–90 минут напряженного труда. Во время перерыва полностью отвлекитесь от текущих задач и займитесь чем-то более полезным, чем общение в соцсетях. Например, можно прогуляться на свежем воздухе, помедитировать или сделать несколько физических упражнений.