Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
История необычного бизнеса в Коломне
25 августа 2017 5 590 просмотров

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Наталья Никитина основала автономную некоммерческую организацию «Коломенский посад», которая представляет собой городскую сеть интерактивных музеев с собственным производством и сбытом. Самые известные проекты — музей забытого вкуса «Коломенская пастила» и музей «Калачная».

Место действия: Московская область, Коломна. Старинный город, который производит тепловозы и ракетные комплексы «Искандер», но до недавнего времени не умел зарабатывать на туризме.

Стартовые условия: средства от заложенной квартиры, личные сбережения компаньона, грант — в общей сложности 3 миллиона рублей.

История

В Коломне, исстари славившейся царскими и архиерейскими ябло­невыми садами, придумали свою особенную пастилу. Говорили тогда «пастила коломенская, белопенная рыхлая, в три пальца толщиной, достойная всяческого удивления». А иноземные путешественники сла­гали легенды, будто в Коломне только монахи на посаде ведают секрет коломенской пастилы и только им открыто, как яблоко превратить в облако.

Первое коломенское пастильное заведение купца Шершавина было открыто в 1735 году. Он­ то и прославил коломенскую пастилу на всю Россию. Поклонницей воздушных вкусов коломенской пастилы была даже Екатерина Великая. А в 1852 году на коломенском посаде появилось «Конфектно­пастильное заведение коломенского купца Петра Карповича Чуприкова» с собственным садом и плодохранили­щем. Коробочки с чуприковской пастилой — клубничной, малиновой, ореховой — расходились по всей России.

Именно эти традиции Наталья Никитина и решила восстановить в Коломне.

Продавцы и актеры

На территории музея царит реальный XIX век. Нет, никто не зазывает тебя сплясать с медведем и не учит правильно произносить «ой ты гой еси!». XIX век вообще не обращает здесь на тебя никакого внимания, и именно поэтому как­-то сразу хочется в нем пожить. Мимо ходят барышни в купеческих городских платьях, у них прически того времени и даже осанка какая­-то не нынешняя. Звенит звонок, очеред­ную группу приглашают на экскурсию. Туристы заходят в старинную комнату, рассаживаются вокруг стола, у каждого дегустационный набор пастилы, чашка чая и любопытство в глазах. И снова — никакой клюквы, один сплошной реализм. Купчиха разговаривает со своей дочерью о каких­-то повседневных делах, и вдруг до тебя доходит, что экскурсия уже началась. А еще через пару минут становится ясно, что ты в ней не зритель, а участник. Театрализованное действие вдруг становится всеобщей игрой в фанты, а игра в фанты естественным образом превращается в чаепитие с дегустацией. Все это время позапрошловековые барышни болтают без умолку о каких­-то своих позапрошловековых делах, но из этой болтовни ты узнаешь все, что только можно узнать о том времени, о местных людях и нравах, о вот этой мебели, посу­де, фотографиях.

— Мы сразу поняли, что люди любят слушать истории, — комментирует увиденное Наталья Никитина. — Поэтому очень скоро после открытия у нас появилась особая должность — режиссер музейных программ. Наши сотрудницы стали обучаться актерскому мастерству и теперь играют просто удивительно. В ассортименте уже 40 сортов пастилы, и у каждого — своя история. Идея родилась просто потому, что нам самим очень хотелось делиться с людьми своими знаниями.

Международная экспансия

К 2011 году Коломна по посещаемости стала догонять Суздаль. В историческом центре через каждые 50 метров появились музеи, гостиницы, рестораны, а фраза «Ой, я хочу тут жить!» слышна теперь на улицах чаще, чем «Алло».

С «Коломенским посадом» работали уже 100 туристических агентств. Претворение руин в культовые и доходные туристические объекты превратилось в бесперебойную технологию. Коломна медленно и спо­тыкаясь, но все-таки уверенно шла к тому, чтобы догнать Айронбридж. И не только догнать, но и перегнать. По крайней мере у английского музейного треста пока нет представительства в Коломне, а у коломен­ского в Лондоне — уже есть.

— В 2013 году мы открыли свой английский проект. — говорит Никитина. — Началось все с поставок в российское посольство. Потом мы познакомились с миллио­нером Эндрю Джеймсоном из Норфолка — у него свой сад, свое поместье, а занимается он венчурным бизнесом. В общем, мы решили локализовать свое производство в Англии.

Но прежде чем строить в Норфолке фабрику по переработке венчур­ных яблок, коломенские выскочки решили все­-таки попробовать немного по продавать там пастилу, чтобы изучить рынок. С подачи местных влиятельных друзей они сумели зайти не куда-­нибудь, а в легендарный супермаркет The East India Company, который еще в XVII веке учредила королева Елизавета для того, чтобы собрать в столице империи лучшие продукты со всего мира. Под пастилу им дали целую витрину бесплатно: торгуйте пока, а там видно будет.

По материалам книги «Дельфины капитализма».

Похожие статьи