Совсем недавно моя должность звучала как «руководитель отдела». И я искренне предполагала, что я чуткий и внимательный глава нашей рабочей банды. Я не указываю, а подсказываю. Не навязываю, а помогаю. Ангел, наделенный полномочиями.
И вот тут мне в руки попала книга «Открытое мышление», написанная ребятами из Института Арбингера. Это заведение, где уже 35 лет люди учат организации и других людей менять мышление, создавать крутые команды и разрешать конфликты любых масштабов. В том, что я прочитала, не было никакой уникальной идеи: думай о людях — и будет тебе счастье. Но после я с ужасом проанализировала свое поведение и поняла, что я далеко не идеальный руководитель.
Как? Почему? И где я была, когда раздавали эти уроки по организации успешных и счастливых команд? Чтобы не повторять свои ошибки, выписала четыре главных урока, которые помогут стать внимательным руководителем.
1. Начните перемены с себя
Мы редко бываем первыми. Не знаю, как вы, а я почти всегда жду, когда первый человек лайкнет пост, поднимет руку или выступит на собрании. Если вы хотите перемен, то самый верный шаг — первым сделать то, что вы ждете от других. Серьёзно. Так вы убеждаете людей меняться, даже если они еще не готовы и не хотят этого.
Когда в компании Ford появился новый руководитель, он стал проводить еженедельные отчёты. Сотрудники демонстрировали результаты своей работы на диаграммах. Графики были зелёного цвета: всё, судя по ним, шло, как нельзя лучше. Вот только каждый месяц Ford терял в прибыли миллионы долларов. На четвёртой встрече Марк Филдс, руководитель поставок новеньких машин Ford Edge, один принёс красную диаграмму. Когда подошла его речь выступать, он сказал: «А с Edge всё красное, как видите». В зале воцарилось молчание. Все решили, что Филдсу конец. Кроме одного человека, который зааплодировал.
— Марк, — сказал новый руководитель Ford, — отличная наглядность! А после спросил, кто может помочь Марку.
Несколько коллег Марка сразу высказали предложения, как улучшить ситуацию.
Через две недели сотрудники стали приносить красные диаграммы, где были истинные результаты работы Ford. Они перестали бояться, когда увидели, что Марка не уволили. Филдс стал для них примером, который вдохновил их говорить открыто. Смысл в том, что пример заразителен. Односторонние перемены и есть путь к истинному лидерству.
2. Сосредоточьтесь на окружающих
Одно из самых сложных действий в коллективе — почувствовать свою роль в успехе другого человека. В работе команды важно проявлять взаимопомощь и поддержку. Если это два разных отдела в офисе, которые конфликтуют друг с другом, объедините их для решения задачи повышения продаж. Узнайте, в чём их проблемы, кто и кому мешает, как убрать эти препятствия и наладить работу. Если вы общаетесь с клиентами, то ставьте их интересы на первое место. Учитесь действовать на благо коллективной цели.
3. Дайте человеку ответственность
Что главное: планирование или исполнение? А что вам нравится больше: продумывать идею до мелочей или претворять написанное другими в жизнь? Если не можете ответить на этот вопрос, то просто вспомните своё детство. Вам больше нравилось исполнять наставления родителей или же тщательно продумывать планы на выходные?
Подумайте о том, что многие сотрудники компаний вынуждены постоянно воплощать в жизнь чьи-то мечты и планы. Дайте возможность людям предложить и продумать идею. Найти путь ее осуществления. Вовлекайте сотрудников в процесс поиска цели. Не всегда стоит продумывать до мелочей чьи-то роли. Возможно, кто-то удивит вас, когда вы поверите в его силы.
4. Будьте скромными
Вам нравятся скромные люди? Деликатные, внимательные и интеллигентные, которые слушают вас и не перебивают. Не кичатся повышением и большой зарплатой. Не хвастаются своими детьми и новой машиной. Задумайтесь: часто ли вы видите таких людей на руководящих должностях? А ведь скромность — важная черта истинного лидера. Она предполагает отсутствие различий и сравнений, а ещё — привилегий, которые возвышают над коллективом. Поставьте свой стол ближе работникам. Купите рубашку, как у Андрея из отдела продаж. Будьте проще и скромнее: это подкупает.
Очень легко руководить так, чтобы тебя ненавидели. Продажи растут — и ладно. Но гораздо интереснее, логичнее и эффективнее делать всё с точностью до наоборот. Быть примером. Думать о других. Давать людям проявлять себя. И скромно улыбаться, радуясь, как гениально сработал ваш план. Продажи так, кстати, тоже растут. И намного быстрее. Благодаря открытому мышлению в коллективе развивается экосистема, которая поощряет людей, а не управляет объектами — и результаты говорят сами за себя.
По материалам книги «Открытое мышление»
Картинка: Источник