Истории нас вовлекают и вдохновляют, они заставляют нас двигаться. Директор по коммуникациям и потребительским исследованиям в Procter & Gamble и популярный спикер Пол Смит написал книгу «Мастер историй». Эта книга научит руководителей и бизнес-тренеров рассказывать истории, которые призваны поддерживать хорошие отношения в коллективе, вдохновлять и заряжать энергией свою команду
Начнём с азов. Как вы знаете, любая привлекательная история состоит из нескольких частей, каждой из которых необходимо уделить внимание.
Завязка
Завязка истории — часть повествования, которую руководители часто опускают полностью или придают ей небольшое значение. В результате рассказы становятся сбивчивыми и неинтересными.
Завязка дает возможность понять предысторию событий. Если все сделано правильно, она также привлекает внимание аудитории, убеждает ее, что ваша история имеет к ней отношение, и порождает интерес к прослушиванию остальных частей.
Обратите внимание на четыре важных составляющих завязки:
- Где и когда? Место и время действия имеют фундаментальное значение. Узнав, где и когда произошло событие, слушатели могут определить, является ли оно правдой или вымыслом рассказчика.
- Кто является главным героем? Даже самые неопытные рассказчики обычно включают в свои истории какого-то персонажа. Наиболее важный критерий: героя вашей истории должно быть легко идентифицировать. Это необходимо, чтобы кто-нибудь из аудитории смог разглядеть в главном действующем лице себя и имел возможность достичь такого же результата: «Эй, это мог быть я!»
- Чего хочет персонаж? Чего он пытается достичь? какая у него страсть или цель? Спасти мир? Обойти конкурентов? Выиграть в продажах? Или он просто не хочет быть уволенным?
- Кто или что мешает? Это препятствие или враг в вашей истории. Это может быть босс, который обманул вас с продвижением по службе. Роль злодея может играть компания или другой отдел, с которым вы соревнуетесь по показателям, как в софтболе. Это может быть неодушевленный предмет, например гора, на которую герой пытается взобраться, или копировальный аппарат, который ему мстит. Это также может быть и ситуация, мешающая герою. Или рутина написания ежемесячного отчета.
Действие
Это та часть, в которой вы рассказываете о том, что случилось с вашим главным героем. Самое важное: в этой части герой сражается со злодеем. Возникает конфликт. В попытках найти решение героя подстерегают неудачи.
Взлеты и падения на пути персонажа держат слушателей в напряжении.
В отличие от голливудских сценариев, в корпоративном рассказе не нужно сильно углубляться в описания. Конечно, хорошо, что у вас есть катализатор, первый поворотный момент, кульминация, а также заключительная конфронтация, но это не обязательно. Что более важно для руководителя — из этого можно извлечь уроки.
Результат
Результат является заключительным этапом истории. В дополнение к рассказу о том, чем все заканчивается, вы должны объяснить, какой правильный урок слушатели могут извлечь.
Существуют различные мнения о том, когда следует изложить мораль истории. Некоторые утверждают, что, если история рассказана хорошо, мораль очевидна и не нужно явно ее подчеркивать. Кроме того, давая слушателям возможность понять и обсудить основную идею самостоятельно, вы позволяете им сделать собственный вывод. Люди это любят.
С другой стороны, есть опасность, что при повторных рассказах мораль может затеряться, если сам рассказчик на нее не укажет. Таким образом, рассказ о неудачах без явной морали может быть воспринят как элементарная жалоба без каких-либо уроков. Впрочем, отличная история не будет испорчена в любом случае. Решайте сами.
По материалам книги «Мастер историй».