Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Постигая Agile
Что такое Agile. Гайд по гибким методологиям, или Как работать с пользой.  Часть 1
8 июля 2016 170 400 просмотров

Алена Лепилина
Алена Лепилина

Agile — гибкий подход к разработке, включающий разные методологии (Scrum, Канбан, ХР, Lean и другие). Об этом знают многие. Но есть десятки мелочей и всяких интересных штук, которые не лежат на поверхности.

Подготовили серию статей и для новичков, которые с гибкими методологиями пока на «вы», и для тех, кто с ними давно дружит. Расскажем и об основных понятиях (вкратце), и о неожиданном применении Agile и Scrum в повседневной жизни. Сегодняшняя статья — как вводная лекция: о том, что такое Agile и с чем его едят.

Большой взрыв проектов

Если провести параллель с зарождением Вселенной — эту роль отведем Agile, — тогда Большим взрывом станет проблема номер один, которая довела до нервного срыва не одну сотню менеджеров проектов, — изменение требований к продукту. Именно это — причина стенаний, надрывных возгласов «За что мне эта кара?» и поредевших шевелюр.

Universe

Обычно процессы работают в рамках каскадной модели (или waterfall model) — все происходит поэтапно и последовательно. Проще говоря, «вижу цель — иду к цели». И если в какой-то момент требования к продукту, конечной цели меняются, иногда приходится переделывать заново. Как только превосходно отточенный план сталкивается с реальностью, он сразу рассыпается в прах. Но вместо того чтобы выбросить в мусорную корзину и сам план, и свой подход к нему, руководители делают вид, будто план работает, и даже нанимают для этого специалистов. По сути, они платят людям за то, что те им лгут.

По мнению Джеффа Сазерленда, создателя Scrum, это напоминает модель поведения Политбюро ЦК КПСС в конце 1980-х годов, якобы верившему отчетам, которые оно получало накануне крушения Советского Союза.

Agile-методы же призваны бороться с этим за счет своей гибкости. Можно сказать, что Agile — сборная солянка нескольких подходов, призванная минимизировать всяческие риски при помощи набора принципов. Эти самые принципы и 4 основных идеи собраны в Agile-манифесте, датированном 2001 годом.

Манифест Agile

Если упростить формулировки, чтобы «выкристаллизовать» соображения, которыми руководствуются все, кто работает по эджайлу, получится что-то вроде этого:

  • Самое главное люди, а не вещи
  • Документация (которую еще и никто не читает) не должна никому мешать работать
  • Сотрудничайте, а не перечитывайте контракт
  • Живите, дышите, меняйтесь — так быстро, насколько это возможно

Как устроены процессы

Посмотрим, как можно работать по эджайлу. Для примера возьмем Scrum — сегодня это самая популярная гибкая методика. Джефф Сазерленд, автор книги «Scrum», изобрел эту методику, чтобы справиться с недостатками классического управления проектами.

1. Выберите владельца продукта — это человек, который видит, к какой цели вы идете и что хотите получить в итоге.

2. Определитесь с командой — от 3 до 10 человек, владеющих навыками, которые позволят получить результат (т.е. работоспособный продукт).

3. Выберите скрам-мастера — этот человек следит за ходом проекта и помогает команде бороться с трудностями.

4. Составьте бэклог продукта — соберите в одном месте (желательно на Agile-доске) все-все-все требования к продукту и расставьте приоритеты. Владелец продукта должен продумать и собрать все пожелания. Затем команда должна оценить бэклог, чтобы понять, возможно ли все это сделать и сколько времени потребуется.

Agile Board

Так выглядит agile-доска в Яндексе, — источник.

5. Запланируйте спринты — отрезки времени (неделя или две), за которые команда выполняет определенный набор задач. Спринты будут регулярными: например, 15 раз по две недели, пока получится готовый продукт.

6. Проводите ежедневные встречи на 15 минут (и ни минутой больше) — на повестке три вопроса, на которые коротко отвечает каждый: что делал вчера, что буду делать сегодня и какие преграды мешают «взять высоту».

7. Делайте обзоры — по итогам спринта команда рассказывает, что удалось сделать, и демонстрирует работоспособные части продукта. На обзоры может прийти кто угодно: владелец продукта, главный заказчик или даже потенциальные клиенты.

8. Проводите ретроспективу — после каждого спринта Agile-команда обсуждает проблемы и ищет решения. Должен получиться план изменений, который команда сразу же и внедрит — на следующем спринте.

Более подробно о том, как внедрить скрам и повысить эффективность команды, читайте в этой статье.

Scrum — это больше, чем метод командной работы. Scrum ускоряет темп всех начинаний человека. Неважно, в чем суть проекта или проблемы, — методика Scrum может быть использована в любом начинании, чтобы повысить производительность и добиться лучших результатов.

Знать Agile в лицо

Agile-методики легко опознать по ключевым характеристикам, эдаким «сигнальным флажкам».

  1. Минимизация рисков — это главная цель в рамках любого гибкого подхода.
  2. Итеративная разработка — работа в коротких циклах.
  3. Люди и коммуникация — самое важное.

Если рассматривать Agile с двух берегов реки — заказчика и команды, — такой подход имеет смысл для всех.

  • Заказчику нужно вовремя получать хотя бы минимально работоспособный продукт (не важно, речь идет о ПО или же о других процессах и явлениях), менять условия, при этом не оставаясь с дыркой от бублика в кармане, — это уже к вопросу о страховании рисков.
  • Команде на руку общение с заказчиком и коллегами (чтоб без этого: «Вы меня неправильно поняли — переделайте все быстренько. И да, это надо вчера!»), прозрачность процессов, что уменьшает шансы на неожиданности, быстрое решение проблем. Ну и многие понимают, куда девается время и где работа стопорится. Мелочь (на самом деле нет), а приятно.

challenge accepted

Плюс качественно улучшается коммуникация внутри команды. Все фокусируются на общей идее, секретов друг от друга нет, каждый берет на себя обещание (социальные обязательства — куда без них). Вишенка на торте — возможность работать в комфортном темпе, пусть и быстром (как минимум быстрее, чем обычно).

Agile приводит от хаоса к порядку. Проводились исследования: выяснилось, что проекты, где работа велась в рамках гибкого подхода, в 3 раза успешнее, чем те, где процессы выстроены в стандартной парадигме. И это выглядит вполне логичным: заказчик получает то, что хочет, и с минимальными затратами времени и ресурсов.

Кому это может не понравиться?

С момента своего возникновения концепция Scrum легла в основу проектирования новых программных продуктов для технологических отраслей. Однако, снискав признание и успех в Кремниевой долине среди руководителей проектов по созданию программного обеспечения и нового оборудования, в общей деловой практике Scrum остается еще малоизвестной методологией.

На сегодня это все. В следующий раз расскажем про скрам скрамов и о том, как гибкие методологии работают в российской действительности. Не переключайтесь.

Читайте продолжение:

Что такое Agile. Гайд по гибким методологиям, или Как работать с пользой. Часть 2
Что такое Agile. Гайд по гибким методологиям, или Как работать с пользой. Часть 3

P.S.  Хотите каждую неделю получать полезные советы из самых интересных книг по бизнесу и маркетингу, узнавать о новинках и получать скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку.  В первом письме — подарок.

Похожие статьи