Юля Максина, наш директор по развитию, не так давно провела вебинар на животрепещущую тему: надо ли мотивировать читать взрослых людей. Казалось бы, все всё понимают. Знают, что им нужно, а что нет. К тому же, многие приучены читать с детства. И тем не менее ответ однозначен: да, да и еще раз да.
Для тех, кто не попал на вебинар, мы подготовили краткую выжимку — 7 правил читающей компании: лайфхаки, которые подтолкнут людей к чтению.
7 правил читающей компании
Однажды топ-менеджер крупного банка признался Юле, что не читает книги, пока кто-то не порекомендует ему что-то конкретное. Иначе он не будет читать и два, и три месяца. И это топ-менеджер, руководитель — так если он не читает без «волшебного пинка», то что можно говорить о рядовых сотрудниках компании? Вот поэтому не стоит в компании пускать этот процесс на самотек.
Наш клиент Приватбанк решил выяснить, кто больше зарабатывает: те, кто соглашается читать книги, или те, кто отказывается. Приватбанк предложил более чем 100 000 человек скачать книгу «Искренняя лояльность», когда они впервые вошли в онлайн-банк. Оказалось, что люди, скачавшие книгу, в среднем получают на 22% больше. А это означает, что люди, которые не прекращают развиваться, делают компанию (уже не говоря о личностном росте) более эффективной.
Правило #1. Обучайте
Упаковка очень важна. Как упакованы атрибуты чтения в вашей компании, такой приоритет чтению в ней ей и отдается. Купить 20 книг и поставить их на полку часто бывает недостаточно. Нужен более системный подход.
- Добавьте книги в индивидуальные планы развития: попробуйте время от времени обсуждать, какие идеи из книг сотрудник вынес, как собирается использовать эти идеи, что будет улучшать в своей работе.
- Включите книги в программу обучения (до или после тренинга). Например, в МТС есть Гид по личному развитию на основе книг МИФа. В компании «Росатом» в конце семинаров сотрудникам обязательно вручают книгу.
- Создавайте собственные «книжные полки» — подборки книг — в поддержку модели компетенций. Допустим, в книжном шкафу можно отвести под каждую тему отдельную книжку полку и прикрепить стикеры с подписью: указывать, что такие книги нужны, чтобы прокачаться в клиенториентированности, а такие — в продажах, управлении проектами и так далее. То же самое возможно сделать в электронной библиотеке.
Правило #2. Проводите книжные встречи
Любая идея умрет, если в ней нет жизни. Регулярность — вот что самое главное. Как сердце бьется — так же беспрерывно должны проводиться мероприятия, увеличивающие популярность чтения среди сотрудников. Якорные события могут быть редкими, но это фундамент. И, кстати, они не случаются, если их нет в календаре. Ниже — два примера самых распространенных якорных события.
- Книжный клуб (без бюджета) — мероприятие, не требующее денег. Раз в месяц организовывайте встречи, на которых сотрудники будут готовить презентацию, 5-10 минут рассказывать о прочитанных книгах, а затем вместе решайте, какие идеи возьмете на вооружение.
- Пригласите авторов в гости: если вы прокачиваете у сотрудников тот или иной навык, разузнайте, каких авторов можно пригласить для выступления (по книгам МИФа может подсказать Юля Максина).
Правило #3. Проводите конкурсы
Прописная истина: всегда что-то должно происходить. Конкурсы — отличный способ вовлечь людей. Задача может быть любой. Например, «Билайн» проводил конкурс, целью которого было увеличение посещаемости электронной библиотеки. Вот варианты, которые можно использовать в вашей компании.
- Лучшая рецензия на книгу
- Викторина или квест
- Конкурс фотографий — например, покажи свою домашнюю библиотеку
- Для внимательных — найди зашифорванные названия книг
- Идеи из книг, которые применил в работе
Правило #4. Рекламируйте
Представьте, что вам нужно продать чтение: пропишите все точки контакта, распечатайте плакаты, взаимодействуйте в онлайне. Важно делать это — хоть комплексно, хоть понемногу. Поясним на цифрах: например, если делать рассылки и рассказывать про конкретные книги, то рост интереса именно к этим книгам возрастает в 2,5 раза.
Оффлайн
- столовая
- переговорные
- ресепшн
- кофе-поинт
- зоны отдыха
- WC
- курилка
Онлайн
- рассылки
- сайт
- корпоративный портал
- газета
- журнал
- радио
- соцсети
Правило #5. Дарите книги
Шампанское выпьют, конфеты съедят, а правильно выбранная книга будет годами «работать». К тому же, так вы покажете, что выбирали подарок именно для этого человека. Как однажды сказал наш партнер: «Не просто отделаться стандартными подарками, а подойти с душой».
- Дарите без повода — комплект «новичкам», лучшим продавцам, любимая книга СЕО для всех сотрудников
- По праздникам — важные события для компании, Новый год, 23 февраля и 8 марта, день знаний, книги в отпуск, профессиональные праздники.
Правило #6. Заразите чтением
Это делают многие руководители, например, Герман Греф в «Сбербанке», Тони Шей в Zappos, Артем Агабеков в «Фабрике окон». Если есть какой-то список книг от генерального директора, обычно читать начинают как раз с этих книг: если рекомендует первое лицо, это must. Мы сами в МИФе так делаем 😉
- Генеральный директор рекомендует
- Книга недели/месяца
- Списки must read
- Выберите библию компании
- Поощряйте тех, кто больше читает
Правило #7. Давайте высказаться
Это из серии «А поговорить?» Можно давать такую возможность каждому сотруднику, можно только желающим. Вариантов море: завести книжный блог, писать рецензии и отзывы, а лучшие из них публиковать в соцсетях. В «Мегаплане» руководители заводят темы и призывают сотрудников обсуждать прочитанное.
- Дать слово избранным или каждому
- Блог, рецензии, отзывы
- Собственный хештег
Юля Максина подготовила майндкарту (кликните на картинку, чтобы посмотреть в полном размере). По сути, получился чек-лист, по которому можно ориентироваться, что вы уже делаете, а что — еще нет. Второе будет зонами роста.
Читайте, применяйте эти лайфхаки в своих компаниях и развивайтесь!
Обложка поста: фото на конкурс в рамках Лиги читающих компаний МИФа от компании b2b Center