Сегодня мир узнал о том, что в Apple начались массовые сокращения. Пока HR-специалистов, но и поток новых сотрудников уже не такой, каким был раньше. Самое время вспомнить гуру менеджмента Ицхака Адизеса: он дает ценные рекомендации, которые помогут бизнесу пережить кризис. Сохранить людей и компанию сложно, но это не что-то невозможное. Выход есть всегда.
Что несет с собой кризис
Проблема, оставленная без внимания, в перспективе превратится в кризис. Разумно, не так ли? Проблемы похожи на тень. Если вы пытаетесь догнать их, они ускользают. Но если вы убегаете от них, они преследуют вас и рано или поздно настигают. Чем дольше тянуть время и откладывать решение проблемы, тем выше вероятность того, что она перерастет в кризис, и тогда нам останется лишь махать кулаками после драки.
С тем же успехом можно ехать вперед, глядя в заднее стекло.
Помните: изменение внешних условий, вызываемое кризисом, отражается не только на вас, но и на ваших конкурентах. Перед всеми встает одна и та же проблема или открывается одна и та же возможность. Кто выживет? Тот, кто быстрее приспособится к переменам. В период кризиса слабые погибают первыми, а сильные развиваются стремительнее прежнего.
Анекдот в тему
Два человека бредут босиком по африканской саванне и вдруг встречают льва. Один начинает быстро натягивать кроссовки. Другой удивленно спрашивает: «Зачем ты надеваешь кроссовки? Тебе все равно не обогнать льва!» А тот отвечает: «А я и не надеюсь обогнать льва, я хочу обогнать тебя!»
Сколько времени вам нужно, чтобы «вскочить на ноги»? Как быстро вы способны меняться?
Чего делать НЕ надо
Самый скверный вариант поведения при появлении проблем — замереть от ужаса и ничего не делать, винить во всем ветер и погоду или, хуже того, скрывать свои трудности, стараясь выставить организацию в выгодном свете.
При этом их источник — растущая дезинтеграция — остается без внимания и в конце концов превращает ситуацию в кризис. Некоторые организации бездействуют, выжидая, пока все прояснится, пока буря минует. Это неправильный подход.
Действуйте, когда начинается кризис. Стряхните оцепенение.
Нет ничего плохого в том, чтобы осознанно выжидать, выбирая правильный момент для своих действий. Но бездействовать из-за того, что вы не знаете, как поступить, не лучший выход из положения. В Америке есть поговорка: «Даже если ты на правильном пути, не стой на месте, иначе тебя переедет грузовик!» Бездействие во время кризиса — худшая тактика.
Итак, что же делать?
1. Не разбрасывайтесь ресурсами
Увольнять людей, возможно, придется. Но будьте осмотрительны. Поймите меня правильно. Безусловно, вам придется обследовать свою организацию и выявить тех, кто работает недостаточно эффективно и зря ест свой хлеб. Избавьтесь от них. Но это надо было сделать давным-давно. Не увольняйте хороших работников только ради того, чтобы сократить затраты. Многие консультанты традиционного толка рекомендуют именно это. Ничто не вечно, в том числе и кризис. Сохраните свой самый ценный актив, чтобы, когда экономический рост возобновится, вы могли во весь опор помчаться вперед.
2. Приберегите денежные средства
Планируйте денежные потоки на 13 недель вперед. Сократите затраты, где это возможно. И берегите активы, где это возможно.
3. Используйте творческое мышление
Ранее, когда спрос на ваши продукты и услуги был высок, компании не хватало времени на креативный подход к делу — на то, чтобы задуматься о том, чем еще можно заняться или как выполнить свою работу лучше. Вам было некогда привести в порядок то, что разваливалось на части. Теперь, когда темпы экономического роста снизились и у сотрудников появилось свободное время, наступил подходящий момент поручить им работу, которая обеспечит приток инноваций.
В этом случае кризис поможет сделать компанию такой сплоченной, активной и изобретательной, как никогда.
И еще. Чтобы справиться с кризисом, персонал сильной компании занимает круговую оборону и все как один сражаются с врагом. Для этого люди в организации должны доверять друг другу.
P.S. Если хотите раз в 2 недели получать самые интересные статьи из нашего блога, подписывайтесь на рассылку.
По материалам книги: «Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию в целом»
Обложка поста: pexels