Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Обзоры книг
Сохранить и приумножить
19 августа 2008 41 615 просмотров


Юлия Никишина

Мы все время обсуждаем, что читать, а что не читать, что полезно, а что не очень, но гораздо реже задумываемся о том, как мы сохраняем полученные с таким трудом знания. Думаю, что всех нас сегодня можно разделить на 3 категории: 1 категория – люди, которые не читают книги вообще. Или читают детективы. О них говорить не будем, это их право, но данная тема будет для них бесполезна (хотя, кто знает, надо же запоминать, что ты читал, чтобы не повторяться). 2 категория – люди, которые читают, много или мало, неважно. Прочитали книгу, пару дней еще что-то вспоминали, ввернули какую-нибудь умную фразу в разговоре с друзьями и собственно все. Забыли. Иногда даже забыли, что читали. 3 категория – люди, которые читают и затем каким-то образом пытаются сохранить свои знания, назовем это условно «конспектированием». Среди них найдутся и те, кто делают это в формате обычной или электронной домашней библиотеки или в тех социальных книжных сетях, которые продолжают на волнах Рунета бороться за внимание пользователей-книголюбов. Поговорим более подробно о том, как же делают это люди категории 3.

Откровенно говоря, задуматься о конспектировании книг впервые меня заставили отнюдь не воспоминания о студенческих временах, а Даниил Гранин в своем произведении «Эта странная жизнь» (рекомендую всем, спасибо г-ну Архангельскому, он буквально провоцирует прочесть его [произведение] на страницах своей книги «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»).

Конспекты бывают полезны не только в университетсктие годы.

Главный герой – ученый Александр Любищев – более пятидесяти лет вел хронометраж, планировал свою работу, сам для себя писал отчеты по использованию времени, которые иногда рассылал друзьям. Архив Любищева еще при жизни хозяина поражал всех, кто видел эти пронумерованные, переплетенные тома. Десятки томов, сотни. Научная переписка, деловая, конспекты по биологии, математике, социологии, дневники, статьи, рукописи, записные книжки, заметки, научные отчеты, фотографии, комментарии к прочитанным книгам .

“…Я сходен с гоголевским Акакием Акакиевичем, для которого переписка бумаг доставляла удовольствие… Конспектирование серьезных вещей я делаю очень тщательно, даже теперь я трачу на это очень много времени. У меня накопился огромный архив. При этом для наиболее важных работ я пишу конспект, а затем критический разбор… В моей молодости мой метод работы приводил к некоторой отсталости, так как я успевал прочитывать меньше книг, чем мои товарищи, работавшие с книгой более поверхностно. Но при поверхностной работе многое интересное не усваивается и прочтенное быстро забывается. При моей же форме работы о книге остается вполне отчетливое, стойкое впечатление. Поэтому с годами мой арсенал становится гораздо богаче арсенала моих товарищей”.

Думаю, что Любищев бы сильно удивился, увидев, до чего дошел прогресс, и какие средства для ведения архивов и хранения информации о прочитанных книгах предлагает современный мир. Я уже не говорю о том, что можно просто создать каталог конспектов на персональном компьютере, где всегда с достойной скоростью найти любую информацию. Существуют и специальные средства, например, различные программы для ведения домашней библиотеки. В основном, они представляют собой простой каталогизатор, который помогает вам систематизировать и приводить в порядок домашнее книжное «хранилище». Но там же при желании можно хранить и конспекты прочитанных книг. Другой, находящийся на пике популярности способ, – ведение «книжной полки» с рецензиями и рекомендациями в социальных книжных сетях (да и не только в книжных), которые очень активно продолжают набирать обороты. Так, за последнее время, к существующим не первый год, таким как портал ИМХОнет, добавились вновь открывшиеся Моя библиотека, БлогБастер, X-libris, Livelib, Книгу в руки и др. Основной акцент в таких проектах сделан на рекомендательные сервисы, и вместе с тем они дают возможность «вести учет» своей книжной полки, рецензировать книги и при желании конспектировать их.

Так что же может дать нам конспектирование книг?
Во-первых, решение проблемы «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Конспект уже при самом его составлении позволяет лучше запомнить материал, а впоследствии просмотр 2-3 страниц конспекта (при качественном его составлении) позволит восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах. Во-вторых, конспектирование заставляет проанализировать и, в конце концов, понять материал. Бывает так, что прочли страницу и поймали себя на мыслях о совсем посторонних вещах. Конспектирование, действительно, дисциплинирует в таких вопросах. А бывает, что у автора слишком сложные мысли, или они неструктурированны… Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует. Это все хорошо. Но как сделать хороший конспект – большой вопрос. Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, – вот что такое конспект. Следовательно, одновременно он должен содержать: планы, тезисы и выписки, или планы и тезисы, или тезисы и выписки, или планы и выписки. В совершенствовании навыков написания конспектов (и не только) может помочь книга Барбары Минто «Золотые правила Гарварда и McKinsey», рассказывающая о принципе пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях. Во всяком случае, мне она помогла. Потратив определенное время в поисках наилучшего инструмента конспектирования прочитанная книг (в дополнение к собственной голове), я все же остановилась на интеллектуальных картах (Mind Maps). Оказалось, что кроме мыслей и идей из книг с помощью них можно отлично делать структуру презентаций, создавать план дел, вести протоколы совещаний, а также формировать все возможные структуры мыслей. Карты открыли для меня целый мир, но сейчас не об этом.

Скорая тайм менеджерская помощ

Карты помогли мне по-новому взглянуть на идею конспектирования книг. И это, действительно, не только новый и эффективный, но и очень красивый взгляд. Посмотрите, например, как выглядит карта на статью Арханегельского о тайм-менеджменте. На мой взгляд, такие карты не только могут помочь в нелегком деле управления своими знаниями (в том числе, и книжными), более того, их создание является не больше-не меньше настоящим актом творчества. А как управляете знаниями, полученными из книг, вы? Есть идеи? Поделитесь. Было бы интересно. Со своей стороны, обещаю в ближайшее время освоить сей интересный инструмент [Mind Map] до конца и выложить карты по самым интересным нашим книгам на сайте (первые на очереди мои любимые книги – Бизнес в стиле фанк, Обретая я, От хорошего к великому). По пятницам не обещаю (все-таки это более хлопотное дело, чем убивать священных коров), но через пятницу точно.

P.S. В январе 2009 в издательстве запланирован выход книги про интеллект-карты как способ решения бизнес-задач. Так что ждем с нетерпением. А вот и еще несколько карт:

Getting things done базовая карта

Getting things done подробная карта

Карта на карты ))

Похожие статьи