Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Миром движут не идеи, а воля
16 августа 2007 13 950 просмотров


Алёна Макова

Мне кажется, сейчас сложно найти человека, который не слышал про книгу журналиста Максима Котина о владельце «Евросети» Евгении Чичваркине. Мы о ней слышали, мы её прочли, и мы решили пообщаться с автором.

1000544519.jpgМоё интервью с Максом началось даже немного раньше запланированного времени. Мы договорились о встрече в кофейне на Тверской. Я еду в метро, дочитываю последние страницы книги «Чичваркин Е…гений», поднимаю глаза и вижу молодого человека, читающего деловой журнал. У меня возникает смутное ощущение, что он похож на Максима. Логика подсказывает, что если это так, то он должен хоть как-то отреагировать на книгу в моих руках. Как могу, выворачиваю обложку и наблюдаю за реакцией… Реакции никакой. Видимо, заметка в журнале интересная… Моя логика повержена, но предпринимает ещё одну попытку: «Если выйдет на Тверской, значит он». Вышел. Он. На выходе из вагона я его и поймала =)

Как возникла идея книги, почему именно Чичваркин?
Все просто: стояла задача работать в таком перспективном и интересном жанре, как бизнес-истории. Стали думать, кто будет героем. Все дороги однозначно привели к Чичваркину. Причины тривиальны: во-первых, он крупный бизнесмен, владеет вместе с партнером очень большой компанией «Евросеть», которая на своем рынке безусловный лидер.
Во-вторых, он, что называется, self-made person. Есть Потанин, Абрамович и прочие, которые когда-то где-то что-то разделили. А Чичваркин из того поколения, когда уже все поделили, и он строил Евросеть сам, с нуля.
В-третьих, он самый яркий, харизматичный и одиозный в чем-то.
Наконец, Чичваркин к тому же в последнее время становится узнаваемым, он попал в телевизор, а это важный залог коммерческого успеха книги. Но вся эта логика выбора героя прощупана не мной. Я был лишь исполнителем. Меня спросили «Хочешь?». Я ответил: «Хочу».

Сколько времени ушло на написание книги?
Мы начали работу где-то в апреле, а готова она была пятнадцатого января, когда я внес последние правки. Получается меньше года, месяцев девять.

Прямо как ребенок?
Да нет, я её не вынашивал, она просто достраивалась.

Что было самое сложное?
Самое сложное для репортера, который всю жизнь пишет заметки (во внешнем мире это называется статьями, а на жаргоне журналистов все называется скромненько — заметками) — нащупать верную интонацию для книжки, которая должна работать на протяжении трехсот страниц. Это техническая проблема, но мне это было сложно, поэтому первую главу я переписывал семь раз.
Вторая проблема связана с особенностями рассказчика. Женя обладает очень образным мышлением, которому может позавидовать любой писатель или поэт, у него дар рождать необычные образы, причем без видимых усилий. При этом его мышление слегка хаотичное, это не тот человек, который способен сесть и рассказать все от начала до конца. Он может легко забыть какую-то историю, или она ему покажется неважной, не подойдет под настроение. Это пришлось преодолевать. Казалось бы, мы обсудили, например, определенный год, но чтобы реально понять, что тогда было, приходилось несколько раз возвращаться к этому вопросу, и каждый раз открывались какие-то новые детали. Репортажные вставки отчасти стали решением, они компенсируют рваность повествования.

Продолжение будет?
Я надеюсь, что будет.

Уже есть что-то в работе или пока только идеи?
Пока нет, я вот как раз отдохнул полгодика и скоро снова приступлю к работе.

А выбирать героя будешь сам?
Ну, не факт, что это будет один человек, и, что это вообще будет человек. Можно же писать про явления, это тоже интересная история. У меня много разных идей, но они пока не доформулированы.

Как бы ты охарактеризовал эту книгу 3 словами?
Тремя? Это сложно. Чем меньше слов, тем сложнее (задумывается).
Лаконичная, забойная, честная.
Очень много пишут, что это пиар Чичваркина. Но в этой книге рассказано много такого, что другой предприниматель на месте Жени попытался бы скрыть, умолчать, и никто бы их не раскопал, но он этого не сделал… Как быть: считать это пиаром или нет?

Как сам Чичваркин воспринял готовую книгу? Согласовывался ли с ним текст?
У нас было джентльменское соглашение. Оно предусматривало, что мы дадим возможность ознакомиться с текстом перед публикацией, но права безоговорочно, безапелляционно что-то менять у героя не было.
Как он отнесся, я, честно говоря, не очень знаю, это лучше его спросить. Единственное, что он сказал лично мне, что «это очень смешно, и он все время смеялся, когда читал». А как он сейчас к ней относится, спустя время, увидев все это напечатанным типографской краской на разрезанных листах бумаги, склеенных в книгу, я не знаю.

Можно ли сейчас повторить успех Чичваркина?
Я задавал этот вопрос Жене, и он ответил примерно так: «Времена всегда одни и те же, вопрос в том, что у тебя с мозгами».

Кому-нибудь давал в процессе читать текст?
Да, я выбрал трех читателей — и у каждого была своя роль. Жена — самый главный интуит. Старший брат — представитель делового мира, типичный читатель, слышавший о Чичваркине, но не погруженный в тему. И, наконец, главный редактор «Секрета фирмы» Марина Иванющенкова — профессиональный советчик. Честно говоря, был еще четвертый читатель, но он так и не прочитал ни строчки. Я обиду-то затаил, она меня гложет… (улыбается).

Книга что-то в тебе изменила?
Журналист всегда находится по другую сторону баррикад, и как бы человек не был погружен в тему, которой он занимается, он все равно остается для бизнеса человеком извне. Я же получил уникальную возможность понаблюдать за всем изнутри. Я лучше понял, как делается бизнес, что происходит в голове руководителя, как принимаются решения.
На многое я теперь смотрю с точки зрения компании. Нередко человек, когда упоминаешь любую компанию, начинает говорить «а вот, я купил там телевизор, а он сломался… а мне нахамили…». Особенно популярно это в интернете, населенном, кажется, одними жалобщиками. Но таков частный подход — ни один бизнесмен так судить о чужом бизнесе не будет. Ты же понимаешь, что владелец не ходит и не говорит «а давайте всем хамить, товары не чинить…». Как раз наоборот, сделать так, чтобы было все зашибись, это его каждодневная головная боль.
У любой компании, что бы она ни делала, будет определенный процент недовольных, но о бизнесе надо судить не по частностям, а по ключевым элементам.

Если прокрутить назад, сейчас согласился бы взяться за эту книгу?
Безусловно, книжки — это хорошо. Работа в периодической журналистике пока в России более прибыльна, чем написание журналистских книг. Проблема в том, что, работая в периодическом издании, ты испытываешь жесткий диктат формата.

Свое издание?
А если ты занимаешься своим изданием, то автоматически превращаешься из человека творческого в человека административного. Шел в комнату, попал в другую. Книжка в этом плане дает гораздо больше простора, ты тоже имеешь в виду её коммерческую сторону, но, тем не менее, у тебя шире диапазон возможностей. Когда я писал, я делал это как хотел, никто не пытался мне указывать, как я должен рассказывать эту историю.
Написание книги — логичное развитие работы в газетах и журналах.

Сейчас изменил бы что-нибудь в книге?
Я сегодня буду чем-то недоволен, а завтра доволен, а послезавтра опять недоволен. Это нормальный процесс изменения самооценки. Дай мне книгу сейчас, я перепишу все от начала и до конца. Есть отличное высказывание: «Работа над книгой заканчивается только тогда, когда издатель вырывает её у меня из рук».

Как ты думаешь, Чичваркин счастлив?
Вопрос, конечно, убивающий наповал. Спроси меня, счастлив ли я, и я задумаюсь, а про другого человека ответить ещё сложнее… Это человек, который очень многое сделал, и он это понимает, так же как, наверняка, понимает, что талантлив и во многом номер один. При этом у него огромное количество планов на будущее, ради реализации которых ему придется ещё серьезно попотеть. Я думаю, это все прекрасный залог счастья. И плюс он ещё богат. Что тоже, согласитесь, неплохо.

Хотел бы, чтобы о тебе написали такую книгу?
Зачем? Лучше всего в этой жизни у меня получается не быть героем, а рассказывать истории про героев. Я это могу, я это важным считаю. Что отличает обычного человека от человека состоявшегося? Его жизнь зафиксирована. Миллионы людей жили до нас, но о них сейчас не осталось почти никакой памяти. А жизнь великих становится вечной. Есть, например, книга о Чичваркине, и через сто лет будет известно, что был такой человек. Останутся истории, которые уже бы и не вспомнил никто. Остаются истории, о которых бы даже он сам уже через год не вспомнил. Это воссоздание реальности. Я буду счастлив, если пойму, что реализовал эту свою способность на сто процентов. Так что лучше в этой жизни не про меня книгу написать. Лучше будет, если мне удастся зафиксировать как можно большее количество человеческих жизней. Причем не только знаменитых, потому как в действительности множество «незнаменитых» люди тоже заслуживает того, чтобы их жизнь была воссоздана в слове. И моя задача в каждом случае сделать вещь, которая «пробьет» реальность на наибольшее время: на месяц, на год, на десять лет…

Есть заметки, «пробившие» на десять лет?
У великого журналиста Анатолия Аграновского есть очерк про офтальмолога Святослава Федорова. Я могу преувеличивать, но Федоров не стал бы таким, каким стал, если бы не эта заметка. Федоров первым начал делать операции с хрусталиком глаза, он работал в регионе, и московская профессура его гнобила. Аграновский за него вступился, написал заметку в «Известия», которая многое изменила. В то время заметка в «Известиях» — это было очень круто.
Аграновский ведь тоже много думал, как «пробить» подальше. И вот он пишет, что есть такой классный хирург, делающий инновационные операции, но его не признают. В чем аргументы противоположной стороны? И далее идут комментарии, что сейчас-то все может и хорошо, но потом возможно отторжение и все в этом духе. И Аграновский спрашивает, а сколько должно пройти лет, чтобы можно было что-то говорить? Ему отвечают: «Ну, допустим, лет пять». Дальше следует абзац, начинающийся словами: «И вот прошло пять лет…».
Он ждал пять лет, чтобы написать одну заметку. Вел тему, общался с Федоровым, собирал информацию. Он мог опубликовать очерк гораздо раньше, но решил дождаться, и это был очень мощный удар. Я эту историю сейчас помню, можно считать, что эта заметка пробила на 10-20 лет?

Как ты считаешь, чтение — это удовольствие или необходимость?
Хорошего чтения мало. Я несколько снисходительно отношусь к художественной литературе. Придумать ведь можно что угодно. Документальная литература, биографии, мемуары, журналистские книжки — вот это вставляет. Я кстати замечаю, что многие люди рано или поздно к этому приходят: если в молодости нравится выдумка, то потом интерес к ней угасает, становится интересно, как живут люди, и из чего состоит их реальная будничная жизнь. То есть интересно познавать реальный мир. С помощью художественной литературы можно познать только мир воображения писателя.

Есть человек, о котором хотелось бы написать?
Я думаю, что просто офигенный герой для книжки — Ксюша Собчак. Для исследователя это идеальная кандидатура. Как Чичваркин своей одновременной типичностью и нетипичностью олицетворяет целый мир предпринимательства новой волны, так и Ксюша своими крайностями олицетворяет мир гламура 2000-х. Это целый удивительный пласт нашей жизни, толком еще не исследованный, не зафиксированный, не воссозданный.

Как ты относишься к литературе по бизнесу?
У меня есть глубокое убеждение, что самые лучшие деловые книжки — биографии предпринимателей. Они и интересны, и полезны. Хотя, конечно, это не такая польза, какую себе многие воображают — нельзя научиться бизнесу по книге. У книги другая цель. Книга должна тебя к чему-то своему подтолкнуть, но напрямую искать там советов глупо. Некоторые бизнесмены не любят рассказывать какие-то истории о себе. Они думают, что сейчас все начнут копировать их ноу-хау один за другим. На самом деле это ерунда, миром движут не идеи, а воля. Гениальные идеи давно придуманы, ещё тысячи лет назад. Мы бы уже жили в райских кущах, если б можно было просто следовать хорошим идеям. Вопрос в том, у кого хватает воли воплотить идею в жизни. Воля движет миром. А рождение воли — самый таинственный процесс на земле, им крайне сложно управлять. Глупо сейчас взять и пытаться стать вторым Чичваркиным. Надеть дырявые штаны, кеды, намазать волосы гелем или даже немножко поматериться в интервью. В лучшем случае получится второй Чичваркин. Хотите быть вторым?

Похожие статьи