Видеоконтент в интернете стал основным способом распространения идей. На видео, в отличие от текста, сложнее соврать. По мимике, голосу, осанке и другим внешним проявлениям зрители быстро определяют, говорит ли человек правду, верит ли сам в то, что говорит, насколько он заинтересован темой. Это порой дает даже больше информации, чем явное содержание речи. И сегодня для тех, кто хочет значительно повысить свои охваты, навык работы на камеру становится одним из важнейших. Публикуем лайфхаки работы с камерой из книги «Психология и практика публичных выступлений».
Особенности работы на камеру
Камера — ваш многократный увеличитель. По чисто математическим законам она существенно повышает шансы на успех. Выступления на камеру имеют целый ряд принципиальных отличий от работы на «живую» аудиторию.
При выходе на сцену, когда зрители сидят в зале, важно охватить всех взглядом: найти контакт с людьми в первом ряду, последнем, в середине. А при работе на камеру все ваши зрители умещаются в одной точке.
Ведь если вы будете перескакивать то на одни, то на другие «окна», где разместились ваши зрители, они будут видеть только бегающий взгляд, не почувствуют контакта с вами. Но когда вы смотрите точно в камеру, каждый будет понимать, что вы обращаетесь именно к нему. Убедительность речи вырастет многократно.
Это не так просто вначале. Мы привыкли следить за реакцией аудитории, и это действительно важно. Но, во-первых, можно мысленно формировать ее самому, буквально представляя, как на вас реагируют (что, кстати, очень полезно, когда некоторые зрители скрылись за черными экранами или во время больших трансляций, если просто невозможно всех видеть); а во-вторых, на аудиторию действительно можно иногда переключаться, когда после вашего монолога вы задаете вопрос или даете задание что-то сделать.
Когда вы записываете себя на камеру или ведете прямой эфир в соцсети, важно настроиться на конкретного зрителя. Не думать обо всей аудитории в целом, а представлять, что вы общаетесь с одним человеком. Очень хорошо представлять его вместо камеры. Пусть это будет кто-то из ваших хороших знакомых или родственников. Лучше, чтобы это была поддерживающая фигура.
Попробуйте подойти к кому-то из коллег или домашних и поговорить с ним с глазу на глаз. Обратите внимание на то, в каком масштабе вы видите собеседника. Точно не в полный рост. Это большая дистанция. И точно не только лицо — это слишком близко. Обычно мы видим собеседника в средней крупности — по грудь. Так и стоит выставлять план.
Но задачи могут быть разными — и, возможно, вам когда-нибудь понадобится именно общий план, когда вы станете в кадре в полный рост демонстрировать что-то большое или вам потребуется дистанцироваться от аудитории. Или же очень крупный план, когда нужно обратить внимание на микровыражение лица.
Учитывайте эти особенности, используйте в своей работе — и вы сможете значительно усилить эффект от вашего сообщения. Ведь непонимание этих тонких моментов приводит к ситуациям, когда человек, хорошо выступающий перед аудиторией на сцене, оказывается абсолютно беспомощным перед камерой.
Книга в предзаказе: МИФ / Читай-город