Многие из нас боятся делать что-то прекрасное, потому что неверно понимают творческий/рабочий процесс. На финальном этапе мы видим нечто исключительно великолепное и думаем, что в начале тоже все было не менее чудесно: появился эдакий малыш Йода конечной версии продукта. На самом деле все наоборот.
Нашли в книге «Без усилий» полезные мысли по этому поводу. Если вы тратите силы на бессмысленные дела и никак не успеваете завершить то, что действительно важно, книга поможет вам вырваться из этого цикла. Здесь собраны практические советы о том, как сделать главные дела самыми простыми, чтобы получить желаемые результаты, не выгорев на пути.
Палка от метлы и скотч
В 1959 году британскому промышленнику Генри Кремеру приснился сон, что в будущем полеты на аппаратах, работающих на мускульной силе пилота, станут доступны широкой аудитории. Готовый приложить все силы, чтобы воплотить сон в реальность, он учредил премию. Один приз в 50 тысяч фунтов должна была получить команда, создавшая аппарат, который сможет нарисовать восьмерку, облетев два шеста, расположенные на расстоянии полумили друг от друга. Второй приз в 100 тысяч фунтов присуждался команде, чей аппарат перелетит Ла-Манш.
Многие талантливые инженеры, пытавшиеся претворить идею в жизнь, терпели неудачу на протяжении семнадцати лет. Пока на сцену не вышел авиационный инженер Пол Мак-Криди. На тот момент у него был большой долг, но не было помощников — за исключением семьи и друзей. Тогда как конкуренты Мак-Криди имели хорошие команды, хороший бюджет и строили «большие, сложные, изящные самолеты» с длинными крыльями, многочисленными деревянными ребрами и обшивкой из металла или тяжелого пластика. Однако они и близко не подошли к получению премии. Cначала Мак-Криди не понимал почему, но потом его осенило.
Надо было построить не изящный аппарат, который мог описать восьмерку вокруг двух шестов, а большой и легкий, «каким бы уродливым он ни вышел», чтобы его можно было разбить, «потом починить, изменить, подкорректировать, подправить — быстро». Вот тогда Мак-Криди понял: есть легкий способ.
Инженер с сыном приступили к работе над моделью, вдохновившись одним из самых простых аэродинамических механизмов в природе — полетом птицы. Через два месяца они запустили первую версию Gossamer Condor. Он весил всего 25 килограммов и выглядел топорно, особенно в сравнении с холеными моделями авиастроителей, но именно этого Мак-Криди и добивался. Он говорил: «Если эта штука рухнет на землю, останутся палка от метлы и скотч. Приклеиваешь палку обратно — и через пять минут снова летишь».
В течение всего нескольких месяцев Gossamer Condor совершил около 222 полетов, летая иногда по несколько раз в день. Некоторые машины конкурентов за весь срок службы не налетали столько. Во время 223-го полета Condor описал восьмерку и выиграл премию Кремера. Через два года Мак-Криди выиграл вторую премию Кремера, когда Gossamer Albatross успешно перелетел Ла-Манш.
Лучше сделайте пробную модель в стиле «все равно, насколько безобразно это выглядит», чтобы ее можно было ломать, чинить, видоизменять и переделывать. Это гораздо более легкий путь к обучению, росту и прогрессу в важнейших для вас сферах.
Мы все начинаем с уродства
Бывший президент Pixar Эд Катмулл однажды признался: «Мы все начинаем с уродства. Каждая история Pixar так и начиналась». По словам Катмулла, их первые скетчи были «несуразные и неуверенные, мутные и недоделанные». Поэтому, понимая, что без сотен ужасных предварительных идей не было бы никакого Базза Лайтера (один из главных героев франшизы «История игрушек»), он всегда активно продвигал культуру, в которой есть место подобному «вздору». Сам Эд говорит, что «Pixar нужен для того, чтобы защищать безобразное дитя режиссера».
Компания Pfizer запустила внутри программу «Осмелься попытаться» (Dare to Try), которая поощряет у своих сотрудников семь привычек, способствующих развитию инноваций. Например, «оригинальность» вдохновляет искать идеи в новых местах, «игривость» апеллирует к детскому любопытству и непосредственности, а «теплица» защищает первые, даже самые бредовые идеи от резкой критики, чтобы у них была возможность развиться.
Но стандарт, на который они ориентируются, нельзя назвать ни реалистичным, ни продуктивным. Например, многие люди считают изучение иностранного языка важным проектом или даже мечтой, которая много для них значит. Но они никогда не практикуются, потому что им стыдно. Они хотят быть безупречными с самого начала — или хотя бы не выглядеть глупо.
Один преподаватель испанского на уроках предлагает студентам представить, что у них есть мешочек с тысячей бусин. При каждой ошибке в разговоре они вынимают одну бусину. После того как мешок опустеет, они достигнут первого уровня мастерства. Чем быстрее они допустят свои ошибки, тем быстрее пойдет прогресс.
Есть ли что-то, чему вы хотите обучиться, но боитесь? Нечто, что, как вы знаете, очень пригодится вам в личной или профессиональной жизни, притом что вам страшно к этому подступиться, потому что путь к мастерству слишком долгий? Тогда придумайте свою версию упражнения «мешочек с бусинами» и старайтесь допускать как можно больше ошибок, после того как приступите.
Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город