Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Экология+бизнес. Проблемы и возможности в отрасли товаров повседневного спроса
15 января 733 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Во многом именно эта отрасль играет ведущую роль в переходе к циркулярной экономике. В ней уже внедряются циркулярные инициативы, позволяющие минимизировать потребление воды и снизить объемы отходов. Однако типичные для отрасли производственные процессы остаются очень ресурсоемкими.

При создании подлинного циркулярного продукта или процесса не будет никаких отходов, точно так же, как их не возникает в природе. О возможностях перехода к циркулярной экономике в отрасли товаров повседневного спроса — этот материал, подготовленный по книге «Циркулярная экономика».

Три категории отходов в отрасли

Отрасль генерирует три основные категории отходов. Первая — это сырье. Выбор ингредиентов или исходных материалов оказывает большое влияние на экологический след продукта — от эффективности расходования энергии и использования ресурсов при производстве продуктов и напитков до химической токсичности косметики и средств по уходу за кожей.

Так, производство мясных и молочных продуктов требует значительных ресурсов при сравнительно небольшом приросте калорийности из-за высокого коэффициента конверсии корма — например, для производства килограмма говядины требуется свыше 15 000 литров воды. В сельском хозяйстве используется 70% объема всей пресной воды на планете.

Вторая категория отходов связана с производством и переработкой. Отрасль в значительной мере зависит от сельского хозяйства, на долю которого приходится основное потребление пресной воды, также с ним связаны вырубка лесов в тропиках и субтропиках, эрозия почвы и применение пестицидов. Нынешние методы ведения сельского хозяйства приводят к образованию множества загрязняющих агентов, которые часто попадают в водную среду, что создает риски для людей и экосистем.

Более того, на долю систем производства продовольствия приходится 20–30% всех антропогенных выбросов парниковых газов в мире. Исследования показали, что с товарами повседневного спроса прямо связано более трети загрязнителей воздуха.

Третья категория — отходы использованной упаковки. Не менее трети всех продуктов питания в мире (розничная стоимость оценивается в $1 трлн) теряется или портится вследствие перепроизводства, повреждения продукта и упаковки и/или технических неисправностей. Компания Toast Ale варит свое популярное крафтовое пиво на основе излишков свежего хлеба, поступающих из пекарен и компаний-производителей сэндвичей.

В ином случае все это сырье отправилось бы в мусор.

Хлеб заменяет до трети ячменного солода, необходимого для пивоварения, компания активно развивает свои мощности — с 11 до 100 тонн хлеба (к 2020 г.). Немало отходов возникает и на стороне потребителя: например, средняя американская семья выбрасывает половину продуктов питания. Кроме того, значительный объем отходов приходится на упаковку. Упаковка для товаров повседневного спроса составляет 26% общего объема используемого пластика, из которого лишь 14% подвергается переработке (из-за загрязненности и слабого развития технологий сортировки отходов всего 5% пластика возвращается в производство новой упаковки).

Миграция продаж

У компаний-производителей существуют огромные возможности для дифференциации, особенно если они обращаются к придирчиво настроенным потребителям. Современные потребители всё чаще ожидают от компаний большей экологической осознанности и приверженности принципам устойчивого развития.

Эти люди склоняются к покупкам у брендов небольших, но твердо придерживающихся этих принципов.

Прогнозируется ежегодная миграция продаж на 4% в год в пользу продуктов с экологически безопасной упаковкой. В целом возможности, связанные с циркулярной упаковкой, могут принести отрасли от $30 до 110 млрд (EBITDA), что эквивалентно 1–4% продаж в 2030 году (при объеме рынка $3,2 трлн).

Три зоны возможностей

В более широком смысле в рамках всей цепочки создания ценности компаниям стоит обратить внимание на три зоны возможностей.

Первая — это повышение эффективности, уменьшение использования ресурсов и снижение отходов на всех этапах производственной цепочки, начиная с поиска нового сырья. Прежде всего речь идет о заменителях традиционного сырья — растительных белках. Процессы производства мясной и молочной продукции оказывают огромное давление на природные ресурсы: альтернативные источники белка могут снизить его, а также высвободить огромные площади, которые в настоящее время используются для выращивания с/х культур и разведения скота. Растительные белки становятся все более популярными, и их все активнее использует бизнес.

Вторая зона возможностей предполагает разработку продуктов, требующих меньше сырья, а также менее токсичных или произведенных из переработанных или пригодных для вторичной переработки материалов. «Наша ответственность за наш продукт не ограничивается последним глотком. Мы стремимся сделать так, чтобы к 2025 году 100% нашей продукции поставлялось в упаковке, которая либо пригодна для переработки, либо изготовлена из вторичного сырья. Повторное использование материалов — это благо для планеты и для нашего бизнеса», — заявляет Тони Миликин из компании AB InBev.

Третья зона возможностей связана с циркулярными бизнес-моделями, увеличивающими объем рекуперации и переработки. Компания TerraCycle не так давно «переосмыслила старую идею молочника, развозящего свой продукт по домам» и запустила циркулярную платформу для покупок Loop. Платформа занимается упаковкой товаров типа шампуней и зубной пасты, превращая их из одноразовых средств в продукты многоразового использования со множеством полезных свойств.

«Мы реализовали Loop для того, чтобы уйти от одноразовых продуктов, — поясняет Том Сцаки, CEO TerraCycle, — и быстро обнаружили, что такой переход позволяет развивать новые типы отношений между потребителями, компаниями и продуктами».

Сопутствующие технологии

Инновации в материаловедении и цифровых технологиях позволили компаниям использовать новые возможности.

— Технологии отслеживания продукта — от блокчейна до графеновых меток, которые можно «вытатуировать» непосредственно на поверхности некоторых продуктов, — предлагают новые способы борьбы с их порчей. Исследователи из Генуи нашли способ добавлять электронные компоненты ко временным татуировкам, что открыло путь «умной» электронике, «помещающейся» на продуктах питания или таблетках. Эта прорывная технология способна отслеживать и перемещение продуктов питания, и даже то, что происходит в нашем организме.

— Многообещающие возможности несет революция материалов на биологической основе. Фудтех-стартап Apeel Sciences использует растительные экстракты из выброшенных побочных продуктов сельского хозяйства для создания невидимых и безвкусных оболочек, продлевающих срок годности продуктов — в некоторых случаях до пяти раз.

— Компания Bite Toothpaste разработала таблетки, позволяющие отказаться от 1 млрд тюбиков зубной пасты, ежегодно попадающих на свалку. Подобные инновации в области упаковки меняют отрасль, а инновационные бренды переосмысливают продукты повседневного спроса таким образом, чтобы полностью отказаться от упаковки.

— Индийский конгломерат ITC запустил проект, использующий IT-технологии для виртуального объединения всех участников цепочки создания ценности в сельском хозяйстве. E-Choupal в режиме реального времени предоставляет фермерам информацию, что помогает им соотносить рыночный спрос и объемы посевов, чтобы снять урожай заданного размера. E-Choupal уже помог миллионам фермеров с точки зрения производительности и роста доходов, и это оказало позитивное влияние на весь аграрный сектор страны.

Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город

Похожие статьи