Есть метафора для определения капитализма: капитализм по своей природе поощряет хищников и созидателей, которые подобны саранче и пчелам в природе. Медоносная пчела — трудолюбивый созидатель. Саранча же олицетворяет жадность и паразитизм. Утопическая идея такова: истребить всю саранчу, чтобы пчелы могли свободно летать. Почему же утопическая? Ответ из книги «Движущая сила организации».
Кто вы, «саранча» или «пчела», в экосистеме бизнеса? Хищник или создатель ценностей?
Если вы предприниматель, создающий ценность посредством непрерывных инноваций, то вам придется столкнуться с двумя крайностями: максимальным потаканием своим желаниям и сдержанностью. Экспансия — постоянная тактика предпринимателей и компаний. Только опережая конкурентов хотя бы на полшага и продолжая агрессивно расширяться, можно эффективно удовлетворить желания предпринимателей и заложить фундамент для того, чтобы когда-нибудь ваша компания стала гордо именоваться старейшей.
Однако речь должна идти о росте качества и развитии чувства ответственности. Один производитель с чувством сказал, что качество, чистота и ответственность задают высокие стандарты для предпринимателей и достичь их по-настоящему непросто. Именно это скрывается за фразой «бери то, что можешь взять».
Предприниматели, излагая свою миссию и видение, ведут за собой мечтателей, но не стоит забывать и об исполнении обещаний, скажем так, в денежном эквиваленте. Да, армия ваших талантливых сотрудников нуждается в идее, но не должна испытывать недостатка в средствах. Когда мы продвигаем амбициозные мечты предпринимателей в наших организациях, задумываемся ли мы всерьез: а поделены ли деньги? В ярком свете дня трудно четко увидеть мир вокруг, но если поделить деньги, то бóльшая часть проблем управления будет решена.
Вопрос таков: готовы ли вы дать своим сотрудникам приличную сумму и вручить скипетр, символизирующий могущество и власть? Почему самая яркая звезда всегда окружена каскадом более мелких? Так диктует принцип разделения (богатства, власти и достижений). Именно это кроется за советом «отдавать по мере своих возможностей».
Принцип «отдавать по мере своих возможностей» касается и стоимости инноваций. Стремление к ним — черта предпринимателя, но инновации, будь то технологии, продукты, бизнес-модели или организации, требуют вложения средств, и, когда деньги тратятся на непонятные, потенциально провальные рискованные проекты, например фундаментальные исследования, это проверка миссии предпринимателя, его мотивации и отсутствия преклонения перед богатством.
«Главная задача звезды — создавать элементы». Основная миссия предпринимателя — «создать» элемент идеализма и оптимизма в организации, иначе экспансия будет невозможна. Предпринимательство — рискованное занятие, причем речь не только про рыночные, технологические и продуктовые риски, но и про целый ряд правовых и социальных рисков. Неопределенность — самый большой, долгосрочный, постоянный риск.
Поэтому каждый шаг вперед — шаг к пропасти и одновременно к надежде. Главное — как вы воспринимаете пропасть или надежду.
Еще много необычного — в книге «Движущая сила организации».